0


Главная
Главная
 
Опровержения Опровержения
 
Электронные версии книг - скачать
Книги
 
Ислам - типичная западная религия Версия для печати Отправить на e-mail

(Интервью в газете "Культура”, № 34, 23-29 сентября 1999)

В понедельник Басаев сообщил о формировании отряда шахидов, или мучеников, -религиозных фанатиков, которые, по его словам, жертвуя своей жизнью, совершат в России серию терактов, если не прекратятся артиллерийские и авиа-удары по территории Чечни. Накануне из официальных источников стало известно, что к взрывам в Москве причастны лица, обучавшиеся в медресе Набережных Челнов и прошедшие спец-подготовку в, лагере иорданского террориста Хаттаба. Российские власти уверенно заявляют, что банды, вторгшиеся в Дагестан, финансируются из-за рубежа экстремистскими исламскими организациями. Все это заставляет комментаторов говорить об усилении роли так называемого религиозного фактора в войне, которую Россия вынуждена вести на Северном Кавказе. Мы беседуем на эту тему с диаконом Андреем КУРАЕВЫМ.

Недавно телевизионный человек Михаил Леонтьев в программе "Однако" озвучил спорную, но распространенную точку зрения: Россия на Северном Кавказе ведет отечественную войну, в которой ей противостоит мировой исламский фундаментализм. Насколько правомерны заявления, подобные этому?

Мне представляется, что нагнетание анти-исламской истерии оказывает весьма пагубное влияние на общественное сознание. Российская политика чрезвычайно зависима от Запада. Это в некоторой степени объясняет источники энтузиазма в разжигании христианско-мусульманского противостояния. Сегодня многие на Западе хотели бы видеть Россию прифронтовым государством, чтобы она, истекая кровью, защищала спокойный и сытый мир Западной Европы от так называемого исламского фундаментализма. Все разговоры по поводу крестовых походов России крайне опасны и отнюдь не отвечают интересам нашего государства.

Россия в силу в основном своего географического положения часто служила своеобразным кордоном, защищающим западную цивилизацию от угрозы с Востока. Можно ли говорить о том, что одна из границ противостояния проходит на "русском Кавказе"?

Мне кажется, что это слишком тенденциозная точка зрения. Во-первых, Россия на Западе вела не меньше войн, чем на Востоке. А во-вторых, что есть Россия - стена, которую Запад строит перед лицом Востока, или же ворота, через которые может происходить взаимовыгодный и разносторонний обмен? Думаю, лучше акцентировать внимание на втором тезисе.

На ваш взгляд, осознают ли противники глобальную суть конфликта: мировоззренческое противоречие двух цивилизаций, желающих экспансировать свою идеологию?

Я глубоко убежден, что ислам - это часть западной цивилизации. Может быть, мои слова заденут чувства некоторых мусульман, но как специалист по истории религии, я утверждаю: ислам - типичная западная религия. Под Западом я подразумеваю пространство средиземноморского мира от Персии до Британии. Восток - это Индия, Дальний Восток, Китай. Там совершенно иные представления о человеке, о Боге. А ислам все-таки не христианство, это изощренная ересь в его рамках. С точки зрения ислама, христианство - это ересь в рамках авраамических религий. По сути, мы говорим о некоем домашнем споре, а не о противостоянии цивилизаций.

Но Запад постоянно сталкивает Россию и Восток, по крайней мере, не препятствует спорам...

В этом случае необходимо говорить о политическом Западе. Но политическая география не всегда тождественна религиозной.

Как вы полагаете, изучая причины вооруженных конфликтов на Северном Кавказе, правомерно ли относить религиозный фактор в разряд доминирующих?

Когда наши солдаты попадали в плен к чеченцам, от них не требовали выдать пароли или нарисовать схему расположения укреплений, но предлагали или заставляли принять ислам и отречься от Христа. Поэтому я не могу безоговорочно отрицать, что у каких-то участников войны есть религиозная мотивация. Но в то же время не могу и утверждать, что она является ключевой для конфликта в целом. Знаю только, что солдаты, побывав в военной мясорубке, возвращаются домой гораздо более религиозными, как из любой школы страданий.

Но известно также, что не все военнопленные в Афганистане и Чечне принимали ислам под давлением...

Убежден, что тот, кто воспитан в православии, вряд ли спокойно, даже в экстремальной ситуации, откажется от веры. Я думаю, что эти ребята в плену впервые встретились с чужой религиозной традицией. На войне в любом человеке проявляется или рождается религиозный инстинкт: он становится открытым к восприятию религиозных проповедей, и если он слышит мусульманскую проповедь, а не христианскую, то вполне может стать мусульманином. Когда из яйца вылупляется цыпленок, то первый движущийся предмет он принимает за свою маму. Если перед ним помахать тряпочкой, то цыпленок всю жизнь будет считать, что тряпочка и есть его мама.

Как, по-вашему, можно увязать слова главного чеченского идеолога г-на Удугова о нравственной "чистоте ваххабитов с их провокациями в Дагестане?

Тут дело не в ваххабизме. Очень легко сказать, что протест ваххабитов не имеет никаких оснований, потому что, дескать, им никто ничего не навязывает, не запрещает проповедовать свою веру и жить в соответствии с ней. Вроде все так. Однако попробуйте посмотреть российские телепередачи и почитать наши газеты глазами мусульманина. Уверяю, что у вас сложится такое впечатление - это враг, который вторгается в ваш дом, чтобы растлить ваших детей, лишить целомудрия ваших дочерей, накачать наркотиками, дикой музыкой ваших сыновей.

Наше телевидение ворует детей и из мусульманских, и из православных семей. До сих пор на телеканалах нет ни одной полноценной мусульманской передачи. Федеральные власти отказываются замечать двадцать миллионов мусульман России.

Если бы это была позиция игнорирования, было бы полбеды. Страшно другое: огромное количество передач, пропагандирующих антимусульманский и антихристианский образ жизни.

Мы живем в очень странном мире, в котором реальностью становится то, что показало телевидение. Оно действует на сознание людей. А то, во что верит человек, рано или поздно становится реальностью. С этой точки зрения мне непонятно поведение Российского правительства. Несложно заметить, что у ислама в России два довольно разных лица. Есть ислам поволжский (татарский, башкирский и сибирский) и есть северокавказский. Поволжский ислам - немного ассимилированный, может быть, более светский, терпимый. Кавказский - более жесткий. И в этих условиях именно правительство, если оно заинтересовано в сохранении целостности Российской Федерации, должно инициировать создание общероссийского телеканала для мусульман. Этот канал должен быть подконтролен государству только по одной позиции: оно должно следить за тем, какой образ ислама преподносится аудитории - с "Калашниковым" в руках, или же образ просвещенного ислама.

Вы считаете, что тогда можно было бы избежать конфликтов?

Безусловно. На телевидение нужно пригласить мудрых российских последователей Муххамеда и дать им возможность проявить себя в одичавшей за 70 лет атеизма мусульманской среде, а не ждать, когда из арабских стран приедут миссионеры. Люди забыли свои корни, потеряли органичность и естественность своей веры. Очень важно, какой образ веры будет предложен телевидением.

Какова реакция официальной Православной Церкви на события в Дагестане?

В свое время Александр Солженицын подметил, что реакция дореволюционной Церкви на разные события была удивительно однотипной. Если была совершена попытка убить государя и она не удалась, то служили благодарственный молебен. Если удалась - служили панихиду. Я боюсь, что ситуация повторяется.

Ваш прогноз относительно межрелигиозных и межнациональных конфликтов в России?

К сожалению, все это всерьез и надолго.

Беседу вел Асеф Джафарли

 

 
Страница сгенерирована за 0.001878 секунд