0


Главная
Главная
 
Опровержения Опровержения
 
Электронные версии книг - скачать
Книги
 
На иконы снова плюют... Версия для печати Отправить на e-mail

Четвертого декабря в самом центре Москвы произошло странное событие. В Манеже открылась выставка “Арт- манеж’98”. Очень разные художники представляли свои творения. Одна из экспозиций казалась лишенной всякой художественной ценности: на ней было расставлено около двадцати православных икон. Все они были не-авторские. Это были не иконы, писанные мастерами, а типографические изделия. Обычные иконки, которые сегодня тиражируются тысячами. Поэтому поначалу было непонятно - зачем же их принесли в зал, попасть в который мечтают многие настоящие художники?

Но к 6 часам вечера стало понятно: перед нами оказался образец того направления современного авангарда, которое предполагает, что картина должна не просто пассивно восприниматься, но вовлекать зрителя в некое действие. Исполнителями этого его стали несколько 15-16 летних подростков. Само же действие состояло в том, что они на глазах у спокойно взирающей публики начали рубить и рвать иконы. И это не было непредусмотренным вторжением. Около стенда с иконами Христа и Богоматери оказалась листовка-прейскурант: "...Замечательный исходный материал для богохульства — Спас Вседержитель, Владимирская Божия Матерь, Спас Нерукотворный... Галерея предлагает следующие услуги: осквернение иконы юными безбожниками — 50 рублей, ...лично под руководством юных безбожников — 20 рублей, ...консультации для осквернения иконы на дому — 10 рублей...". Посетители были спокойны. Администрация Манежа тоже. Лишь вмешательство других художников остановило эти кощунства.

Организаторами этого надругательства была некая галлерея “Вперед” и Авдий Тер-Оганьян. Жаль, что в Манеже нашлось место для их “творений”, но не было места для картин действительно талантливого художника – воронежского протоиерея Стефана Домусчи, чья персональная выставка, открывшаяся в те же дни, была доступна москвичам лишь в маленьком выставочном зале на Таганской улице. Стоит также напомнить, что 4 декабря по православному календарю – это праздник Введения во Храм Божией Матери…

Собственно, об этом эпизоде можно было бы не писать: его организаторам явно хочется славы – в том числе самой черной, “геростратовой”. Делать им рекламу не хочется – поэтому говорить о них долго не стоит.

Гораздо важнее иное: реакция на это событие в прессе. Заметила ли она его? Если заметила – то как оценила? Сегодня пресса очень остро реагирует на любые оскорбительные замечания в адрес иудаизма. Однако, религиозные чувства и святыни есть не только у евреев, но и у людей, входящих в иные религиозные традиции, в том числе – в православную. Заходит речь об оскорблении национально-религиозных чувств евреев – и все выражают свое возмущение хулиганами. Но когда речь идет об оскорблении чувств православных – тут начинаются оправдания: “свобода самовыражения, свобода высказывания, авторское право...”. Но неужели не понятно, что свобода движения моего кулака кончается там, где начинается чужое лицо? И здесь совсем не важно, какой национальности и какой веры это униженное и оcкорбленное лицо.

Год назад по сути такое же событие произошло еще более публично – когда по НТВ показали фильм, плюющий в тот образ Христа, который дорог для верующих. Тогда пресса встала на защиту тех, кто оскорблял. Вроде бы человеку, которому больно, принадлежит бесспорное право свидетельствовать о своей боли. Но наша странная журналистика обвинила в нетерпимости тех, кто вскрикнул от боли и поощрила эксперименты тех, у кого атрофировалось чувство благоговения. Что ж – посмотрим, изменилось ли хоть что-то за минувший год, или же боль у нас по прежнему воспринимается по партийному: если неудобство испытывают “свои”, то это повод для полномасштабной обвинительной кампании, а если боль испытывают другие, “не наши”, то боль у них и не настоящая, и, вдобавок, вполне заслуженная – но во всяком случае не такая, чтобы высказывать осуждение действиям тех, кто “социально близок” владельцам “демократической” прессы. Реакция прессы на кощунство в Манеже много скажет и о нас, и о той стране, в которой мы живем.

И еще. В этот же день на другом конце все той же Манежной площади произошло еще одно событие, воспринимаемое православными точно так же, как действия в самом Манеже. Дума приняла постановление, призывающее поставить в центре Москвы памятник первопалачу Дзержинскому. Тер-Оганьян вряд ли как-то связан с думскими коммунистами. Но Господь Промыслом Своим свел эти два события, чтобы через их совмещение лучше стал виден смысл каждого из них: “свобода” плевать на иконы однажды уже обернулась ГУЛАГом.

P.S.
Реакция прессы оказалась однозначной. В две газеты я передал эту свою статью. В итоге и “Труд”, и “Вечерний клуб” в один и тот же день выбросили эти строки из нее (19.12.1998). У нашей “свободной прессы” проявилось странное косоглазие. Интересно, что год назад “Труд” (обычно охотно публикующий мои тексты) несколько месяцев держал мою статью по поводу скандала с НТВ. Я предлагал опубликовать ее в порядке полемики, поместив тут же ответ на нее со стороны НТВ. В итоге мой текст передали в пресс-центр МОСТ-банка. Публикация не состоялась. Вот и сейчас цензура проявила себя.
 

 
Страница сгенерирована за 0.001647 секунд