Автор Тема: Могут ли ближайшие родственники ИП работать без оформления?  (Прочитано 7104 раз)

Оффлайн Дмитрий Vnebo

1 У нас семейный бизнес - фотостудия. Как ИП оформлена моя жена. Могу ли я и её отец работать фотографами в её отсутствие без оформления нас как её работников? Он пенсионер, я студент, если это может иметь значение.
2 Знакомый владелец фототочки  с работниками постоянно перезаключает договор на испытательный срок с зарплатой в 0 руб, чтобы не платить налогов. Может и нам так сделать?

Кирилл Анатольевич Иванов

• Гость
1 У нас семейный бизнес - фотостудия. Как ИП оформлена моя жена. Могу ли я и её отец работать фотографами в её отсутствие без оформления нас как её работников? Он пенсионер, я студент, если это может иметь значение.
2 Знакомый владелец фототочки  с работниками постоянно перезаключает договор на испытательный срок с зарплатой в 0 руб, чтобы не платить налогов. Может и нам так сделать?
Во-первых Ваш знакомый грубо нарушает налоговое и трудовое законодательство. Есть минимальный размер оплаты труда МРОТ и как минимум он должен выплачивать зарплату ориентируясь на него.
Рекомендую заключать не трудовые договоры с ведением трудовых книжек, а заключайте гражданско-правовые договоры и указывайте какую-либо оплату по ним на Ваше усмотрение.

Оффлайн Нижегородов

1. Можете, но такие отношения не будут иметь характера трудовых. Для избежания возможных недоразумений, в подобном случае желательно иметь договор безвозмездного оказания услуг (не поименован в ГК) и доверенность от имени физ.лица - ИП.
2. Такой трудовой договор не будет являться заключенным в силу ничтожности его существенного условия - размера зарплаты (ст. 57 и последний абзац ст. 133 ТК РФ).

Оффлайн Павел Королёв

Работать без оформления можно без проблем, тем более, что Вы - ближайший родственник. В случае проверки (а это маловероятно) Вы просто говорите, что Вы - муж, пришли подменить, помочь и т.п.
А в случае, если Ваша жена как ИП принимает Вас официально на работу по ТК, то тут начинаются проблемы. Ей надо будет вставать на учет во внебюджетных фондах (обязательного мед. страхования, социального и пенсионного  страхования). Придется проводить расчеты з/п и всё это фиксировать в бух. учёте. К тому же из фонда заработной платы предприниматель платит ЕСН (единый социальный налог), если он не пользуется упрощенной системой налогообложения. Ну, и Вы как работник - будете платить НДФЛ - 13 % от з/п.
Оно Вам надо? :)
А трудовой договор с з/п в 0 руб. - это незаконно. Труд работника должен оплачиваться и законом установлен минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Нарушать этот минимум мы не можем. К тому же, это будет похоже на фальсификацию налоговой отчетности (уменьшение налогооблагаемой базы) А это ст. 198 Уголовного кодекса - уклонение от уплаты налогов).

Желаю успехов!

Оффлайн Александр Черепанов

• Православный
Может быть, Вам поможет статья Семейный бизнес в Экономической газете.

Оффлайн Дмитрий Vnebo

Работать без оформления можно без проблем, тем более, что Вы - ближайший родственник. В случае проверки (а это маловероятно) Вы просто говорите, что Вы - муж, пришли подменить, помочь и т.п.

Где это прописано, в каких законодательных постановлениях?

В ТК РФ говорится о трудовых отношениях за плату, но у нас вариант без неё. Но в то же время "Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен." Можно ли в этом случае полагать, что наши отношения не сочтут трудовыми, со всеми вытекающими последствиями?

Большое спасибо всем, откликнувшимся!

Оффлайн Павел Королёв

Где это прописано, в каких законодательных постановлениях?

Можно ли в этом случае полагать, что наши отношения не сочтут трудовыми, со всеми вытекающими последствиями?

:) Отвечу вопросом на вопрос: А чьи интересы или права нарушаются в данном случае? Вы собираетесь подавать в суд на жену за то, что она не оформила Вас по ТК и не платит з/п?
В данном случае Вы состоите с индивидуальным предпринимателем не сколько в трудовых, сколько в семейных отношениях. В рамках предпринимательской деятельности Ваша жена будет отвечать за все действия , которые Вы совешили помогая ей,  как за свои собственные. Только и всего

Оффлайн Дмитрий Vnebo

:) Отвечу вопросом на вопрос: А чьи интересы или права нарушаются в данном случае?

Интересы гос-ва, которое хочет получать налог с зарплаты.

Вопрос оставляю открытым.

Оффлайн Дмитрий Vnebo

Семейный кодекс. Статья 34. Совместная собственность супругов

1. Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.

2. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности...

Итак, с мужем вопрос решён. А с её отцом?

Оффлайн Нижегородов

Итак, с мужем вопрос решён.
Интересно в принципе, а что скажет работодатель мужа, если жена придет вместо него на работу? Работодателю-то какая разница какое у них имущество - совместное или нет?! Да и причем здесь совместное имущество? Вопрос ведь в том, кто будет являться стороной (исполнителем) заключаемых договоров фотоуслуг.

А с её отцом?
А с ее отцом то же, что и с мужем: хозяйствующим субъектом является жена (ИП), а другие лица могут быть только ее представителями; представитель действует на основании полномочия, возникающего на основании доверенности (ст. 185 ГК) или в соответствии со складывающимися обстоятельствами (ст. 182 ГК). Чтобы возникло последнее основание необходимо, чтобы представитель имел обязательства перед исполнителем договора фотоуслуг; обязательства возникают, в числе прочих оснований, из договора или закона. Теперь понимаете природу складывающихся отношений?
Даже если вы не будете заключать никаких договоров, то для заинтересованных лиц это не будет иметь никакого значения - вы просто развяжете им руки (см. ст. 982 ГК РФ).

Оффлайн Константин_

Вопрос можно решать следующим образом:

Если подмены происходят постоянно - это однозначно трудовые отношения (любителей рассуждать о том, что бесплатные отношения - не трудовые, быстро разубедит прокуратура, т.к. признаком трудовой деятельности оплата или неоплата не является, а вот преступлением неоплата - является). Если очень не хочется делать трудовые, сделайте супруга и отца тоже ИП и заключите между ними гражданский договор.

Если подмены нечасты - подойдёт и гражданский договор, но с него надо платить налоги.

Если проверок мало - можете не делать ничего и действительно говорить, что просто пришли проведать жену и пощёлкать своим семейным фотоаппаратом. Разве ж это запрещено?