Автор Тема: ЕДИН ЛИ ЕДИНЫЙ БОГ? Нет богов много и они все разные!  (Прочитано 2201 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей Алек.01

  • Сообщений: 382
У верующих очень часто можно встретить такое выражение: " Бог един, но имена у него разные". Но вот что на этот счет пишет Богословский М. М.: Одной из популярных сегодня среди верующих монотеистических религий идей является та, что Бог един, но у него лишь разные имена. В подтверждение этого можно привести слова президента Российского еврейского Конгресса Владимира Слуцкера, сказанные им не так давно в интервью газете «НГ–религии»: «Творец един… Сами же религии являются лишь его методами донесения этой единой системы до той или иной этнической группы или народа». Комментируя его слова, следует сказать, что иудей Слуцкер либо плохо знает Тору, либо (что более вероятно) во имя укрепления веры в своего Бога пренебрегает своим Священным писанием! Вынесенная в эпитет к данной статье фраза из Ветхого завета совершенно однозначно определяет отношение иудеев к богам разных народов – у каждого народа свой Бог, а значит ни о каком едином Боге не может быть и речи! И тем не менее, руководители религиозных организаций и рядовые верующие упорно держатся идеи единого Бога. Сегодня она приняла форму догмы. Задача данной статьи состоит в анализе этой проблемы.

Авторы экуменической идеи, что Бог един, по сути желают решить несколько задач: 1) если Бог един, но у него имеются разные имена, то можно рассчитывать на ослабление критики неверующихв его адрес. Тем самым снимается вопрос о том, почему существуют другие боги и как к ним надо относиться; 2) доказать единство религий; 3) фактически признать наличие других единоправных богов, которые до принятия этой идеи яростно отрицались; 4) примирить противоречия между богами и учениями о них; 5) смягчить противоречия или вражду между различными религиями и конфессиями.

В каждом из существующих священных писаний говорится о Боге, желающем быть «единым Богом». Каждый из претендентов утверждал, что только он один имеет право на этот титул. Так, племенной бог евреев Яхве устами своего пророка Исайи множество раз заявлял: «Нет иного Бога, кроме Меня, – Бога праведного и спасающего нет кроме Меня» (Исх. 45:21). Естественно, что поклоняться следует только ему (Лев. 26:1), а вот поклоняться другим богам – преступление, за которое следует наказание «до третьего и четвертого рода» (Исх. 20:3 – 5).

Мысль, что Бог у всех народов один, появилась достаточно давно. Первоначально появление этой идеи было связано с желанием отдельных народов возвысить своего бога и придать ему вселенское значение. Они и стали называть своего Бога единым (единственным). В принципе каждый народ может претендовать на то, чтобы его Бог был единственным и истинным, а потому и единым, подразумевая при этом, что их «единому» Богу должны поклоняться все другие народы. Первыми об этом заявили древние египтяне. В «Книге мёртвых», найденной в гробницах фараонов, живших за 2600 лет до н. э., сказано: «Ты един еси, Господи, от начала времён. Наследник бессмертия. Несотворённый, Саморождённый; Ты создал Землю и сотворил людей».

Интересно, что идею единого Бога провозглашали не только большие народы, но и малые. Так, у абхазов есть единый Бог Анцэа (Анцва). Они называют его Богом-Творцом и создателем всего мира. Для того, чтобы придать своему Богу мировое значение, без тени сомнения они заявляют, что их единого (и в то же время верховного Бога) почитают последователи всех мировых религий, но только каждый по своему.

Идея единого Бога, выдвинутая египтянами, через две тысячи лет дошла до евреев и так им понравилась, что они, перестав поклоняться многим богам, оставили себе только одного (Яхве) и объявили его сначала единственным (т. е. племенным богом), а вскоре и единым Богом (т. е. Богом всех народов мира). Конечно, Яхве это очень понравилось, но он стал опасаться, что кто-нибудь сможет захотеть оспорить его единоначалие и славу как единственного Бога, поэтому он предупредил: «Я Господь (Иегова), это Моё имя, и не дам славы Моей иному…» (Исх. 42:8). Однако с его славой ему всё же пришлось поделиться с другим Богом – с тем, кого христиане называют его сыном – Христом.

Хотя из Библии и следует идентичность иудейского Яхве и христианского Бога-отца, ортодоксальные иудеи этого не признают. Впрочем, когда это выгодно, идентичность этих богов признаётся. Так, в начале XX века евреи белорусского местечка дали телеграмму в Москву купчихе-благотворительнице М. Ф. Морозовой: «Пожертвуйте…, синагога сгорела, ведь Бог у нас один».

Христианство, принявшее эстафету у иудаизма, также проповедует идею единственного Бога, естественно, своего – Христа. «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр. 1:8). В Послании к коринфянам утверждается: «нет иного Бога, кроме Единого» (1 Кор. 8:4), под которым подразумевается Иисус Христос. Причём, те, кто не согласны с этим, объявляются преступниками: «…неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия» (Ин. 3:18). Да и апостол Павел обещал небесные кары тем, кто не верит в Иисуса Христа: «В пламенеющем огне совершающего отмщения не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его…» (2 Фес. 1:8 – 9). Эта угроза касается в том числе и евреев (иудеев), которые не верят, что Христос – истинный Бог.

О других же богах христиане говорят презрительно – «так называемые боги». Это значит, что великие боги древности Тиамат, Мардук, а также знаменитые предшественники Христа – боги Осирис и Митра – все они лишь «так называемые», т. е. ложные боги в понимании христиан. Конечно, этим богам обидно, что их называют ложными богами, но сделать они ничего не могут – их время прошло… Сегодня только историки религии о них и помнят.

Но и с христианским представлением о едином Боге не всё так просто, так как Бог у большинства из них хотя и един, но в то же время не совсем один, потому что представлен аж… тремя Богами. Так, в «Православно-догматическом богословии» говорится, что «Бог един по существу и троичен в лицах». Автор этого богословия, архиепископ Макарий писал, что этим учением «мы отличаемся от язычников и от еретиков, допускающих многих или двух богов, но и от иудеев, и от магометан, и от всех еретиков, признававших и признающих только единого Бога». Воспринятое большинством христианских конфессий учение о триединстве Бога плохо согласуется с идеей о едином Боге, носящим имена разных богов, что позволяет христианам, когда им это нужно, рассматривать их по отдельности, а в других случаях представлять их как одно лицо – естественно, что этим лицом является Христос.

Что касается учения о едином Боге Христе, то здесь существует ещё одна трудность. Она состоит в том, что не все даже христианские церкви признают Христа Богом. Так, автор брошюры Свидетелей Иеговы «Что от нас требует Бог» пишет, что в Библии говорится, что есть только один истинный Бог, которому и надо поклоняться (1 Кор. 5:6; Откр. 4:11). По их утверждению, Иисус Христос – не Бог, а всего лишь ангел, у которого два имени – Слово и Михаил. До того, как он пришёл на Землю, он жил на небе и был духовной личностью. Христос – первое творение Бога и, к тому же, единственный сын, которого Бог сотворил сам. По учению Свидетелей Иеговы, до того, как Иисус Христос стал человеком, Иегова использовал его в качестве «искусного помощника» при создании всего остального на небе и на земле. Для подтверждения своих слов, они ссылаются на Библию (Притч. 8:22 – 31; Кол. 1:16,17)
   
Последователи другой мировой религии – ислама тоже утверждают, что есть только один единый Бог, но вовсе не Яхве, не Кришна и, тем более, не Христос, который для них является не богом, а всего лишь пророком. Таким единственным Богом является Аллах. В Конституции Исламской Республики Пакистан говорится: «…власть над всем миром принадлежит одному всемогущему Аллаху». Причём неверие в Аллаха, как следует из священной книги мусульман, Корана, является преступлением, наказание за которое одно – смерть. «Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и в последний день не запрещает того, что запретил Аллах и Его посланник, и не подчиняется религии истины – из тех, которым ниспослано писание, пока они не дадут откупа своей рукой, будучи униженными» (сура 9:29).

Понятно, что если Бог только один, то и истинная религия тоже должна быть только одна. Между тем, каждая из религий «единого Бога» – иудаизм, христианство и ислам – имеет своё учение, несогласное с учениями других религий, а в главном – учении о Боге – даже противоречащее им. Пророки еврейского народа – Неемия и Ездра, а затем Иеремия и Иезекииль вдохновенно и яростно проповедовали ту идею, что все религии, кроме одной (разумеется, иудаизма) – ложны. В свою очередь представители этих «ложных религий» считают свои религии истинными, а ложными объявляют те, учения которых они не разделяют. Суровой критике при этом подвергается не только их вероучение, но и их священнослужители. Например, христианская церковь «Свидетели Иеговы» заявляет: «Нынешние иудеи суть сонмище сатанистов, что во всём мире (кроме иеговистов – М. Б.) поклоняются сатане» («Чудо-книжка или дивное предсказание Бога-богов Еговы». С.-Петербург, 1998). Достаётся и другим христианским церквам: «Сегодня, перед великим днём Иеговы, представители духовенства христианского мира, образно говоря, настолько напились “виноградного сока”, что едва осознают, что Всевышний вызывает их на суд» («Сторожевая башня», 1 мая 1998, с. 9).

В то же время сами религиозные учения содержат положения, противоречащие идее «единого» для всех народов Бога. Об этом, в частности, говорят представители церкви Свидетели Иеговы. «Единым истинным Богом», – пишут эти христиане об иудеях, – они называют Иегову, но никак не Христа, и, тем более, не Аллаха или других богов» («Руководство Бога указывает путь в Рай». Watch Tower Bible, 2001, – с. 5).

У христиан есть ещё один «подводный камень», сильно мешающий продвигать идею единого для всех религий Бога. Ведь одно из основных положений христианского учения провозглашает, что Бог един, но он существует в трёх лицах. Понятно, что объединять единого Яхве, единого Аллаха, а также единого Кришну с состоящей из трёх частей «единой» Троицей соглашаются далеко не все.

Противоречит представлению о едином Боге и учение о том, что один из богов (а именно, племенной Бог евреев) дал преимущества одному народу перед всеми другими. По учению иудаизма, Бог выделил евреев из всех народов мира, в результате чего они стали «Богом избранным народом» со всеми вытекающими последствиями: «Я Господь Бог ваш, который отделил вас от всех народов» (Лев. 20:24). И «…вы будете… Моим уделом из всех народов: ибо Моя вся земля; А вы будете у меня царством священников и народом святым» (Исх. 19:5 – 6). Смысл этого избрания и особой любви Яхве к евреям состоит в том, что «святой народ» и его священники должны править, а люди других национальностей – работать, в поте лица добывая хлеб насущный для себя, святого народа и его священников.

Ничего удивительного, что идею исключительности еврейского народа поддержал сын простой еврейки Марии Иешуа (которому вскоре после его гибели сменили его еврейское имя на греческое – Иисус): «Я пришёл спасти овец из дома Израилева». Т. е. он пришёл, чтобы спасти только евреев! Правда, позднее один из его апостолов сделал вид, что забыл об этих словах своего Бога, и вопреки его словам (исказив их букву и дух!) заявил, что все народы одинаковы перед Христом: «…нет ни Еллина, ни Иудея, ни… варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос» (Кол. 3:11). Но разве другие славные Боги – Осирис, Аллах, Кришна, Один, Род, Велес – согласны с тем, что евреи должны иметь какой-то особый статус? Нет, конечно. Согласны с этим только христиане (которые не могут отрезать «пуповину» от иудаизма), да и то только в теории (по вероучению), а на практике они всегда были против этого, о чём свидетельствуют преследования евреев в течение всей истории христианства, требование от них признать ошибочность их отказа от единого Бога-Христа.

О том, что Бог не един, говорит и борьба разных церквей с «ложными богами». Так, для правоверных иудеев Христос вовсе не бог, и даже не сын их любимого бога Яхве, а самый настоящий самозванец. В Талмуде говорится, что Христос шарлатан, фокусник, совратитель и обманщик. Там сказано также, что описание распятия Христа – ложь, что он был казнён четырьмя разными способами (Санхедрин 105а-в). Учение христиан о Христе настолько неприемлемо, что «евреи должны уничтожать книги [христиан]» (Шаббат 116а).

Как пишет преподаватель современного иудаизма Дэвид Новак из университета Виргиния (США), иудеи и христиане не могут и не осмеливаются совместно провозгласить «Так говорит Господь». Слово божье и для иудаизма и для христианства неотделимо от соответствующей общины – посредника, провозглашающей это слово.

В свою очередь и мусульмане не хотят признавать единым Богом Христа. По их вероучению Христос вообще не бог, а всего лишь пророк, к тому же не главный. Называть своего Аллаха именами других богов (например, именем Яхве, он же Иегова) никому из мусульман в голову не придёт. Так правоверный поступить не может, ибо это будет прямым оскорблением Аллаха. Наказание за него – смерть. Утверждение шахады о том, что Аллах – единственный Бог, должно служить грозным предостережением любителям прихватывать имена чужих Богов или давать своему Богу чужие имена. В то же время Аллаха можно называть другими именами – их всего 99, но все они являются не именами других богов, а прекрасными эпитетами его собственного имени (например: Вечный, Всевышний, Великий, Славный, Милостивый и т. д.).

Из сказанного видно, что приверженцы каждого из богов-творцов ни за что не променяют своего Бога на другого единоправящего Бога. То, что проповедники «единого Бога» лукавят, свидетельствует тот факт, что сами-то эти «единые боги», по сути, признают существование других богов. Так, в иудаизме и христианстве говорится «Не сотвори себе кумира», т. е. не поклоняйся другому богу. То же и в исламе «Нет бога, кроме Аллаха!». Из этих заклинаний следует, что хотя наличие других богов так или иначе признаётся, но поклоняться надо лишь одному – Яхве, Христу или Аллаху!

У верующих нет единства не только в вопросе о всеобщем едином Боге. Даже в самой христианской церкви у каждой конфессии есть своё представление о своём Боге, т. е. о Христе. Например, у православных есть своё понимание Христа и его учения, которое в ряде положений отлично от такового у католиков и протестантов. Достаточно вспомнить учение Католической церкви о филиокве (исхождение духа святого не только от Бога-отца, но и от Бога-сына), с которым категорически не согласна Православная церковь. А члены протестантской церкви «Свидетели Иеговы» заявляют, что Иегова не является Троицей, а Св. Дух – вовсе не личность, а действующая сила Бога. И сурово добавляют: «Бог не одобряет те верования, которые произошли от ложной религии» («Что от нас требует Бог?» Нью-Йорк, 2005).

По сути, общим у христиан является только имя их Бога, а учения о нем у каждой христианской конфессии – разные. Более того, христиане ведут себя так, что складывается впечатление, что у каждой христианской конфессии не только своё понимание Христа, но и вообще свой Христос, который мало похож на Христа других христианских церквей.

К сказанному следует добавить, что и происхождение у всех так называемых «единых» богов разное. Все боги-творцы появились в разное историческое время на определённых этапах развития религии. Но вот что интересно: приверженцы каждого из этих богов не хотят делить своего Бога с представителями других религий; они никогда не называют своего Бога другим именем. Впрочем, их можно понять – ведь религиозные учения и священные писания у верующихв этих богов различаются, и довольно существенно. Кроме того, у каждого из этих богов есть и своя церковь, которая также не желает отождествлять себя с другими церквами, враждует и даже воюет с ними. Есть у неё и свой штат священно- и церковнослужителей, которые не хотят иметь ничего общего с духовенством других церквей. Да и верующим в одного Бога никогда не придёт в голову молиться другому Богу, даже если он и является тем же самым богом, но имеющим другое имя (например, Яхве = Аллах = Бог-Отец).

Сторонники разных «единых Богов» не только не признают друг друга, как равноправных, но часто оскорбляют, преследуют и убивают. Так, ортодоксальные последователи Яхве, выражая своё крайне негативное отношение к христианскому Богу, заявляют, что Христос самозванец, шарлатан, фокусник, совратитель и обманщик. В Талмуде сказано, что описание распятия Христа – ложь, что иудеи ненавидели его так сильно, что казнили четырьмя разными способами. «Евреи должны уничтожать книги [христиан]», – говорится в одной из священных книг иудаизма (Шаббат 116а). Следуя этому призыву 23 марта 1980 г. в Иерусалиме иудеи публично сожгли сотни томов «Нового Завета». В «Универсальной Еврейской энциклопедии» говорится, что стало обычаем плевать (обычно три раза) при виде церкви или распятия».

В свою очередь поклонники Христа на протяжении всей своей истории воевали со сторонниками единого Бога Яхве. Об отношении христиан к тем, кто не признаёт их Бога единственным (единым) говорят следующие слова апостола Павла: «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема; маранафа» (1 Кор. 16, 22). А в другом месте Нового завета прямо говорится о том, что не считающий Христа богом является преступником: «…неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия» (Иоан. 3:18). Очень жёстко отношение христиан к иудеям выразил один из основателей протестантизма, Мартин Лютер, сказав перед смертью: «…если они (иудеи – М. Б.) откажутся от своего богохульства, то нам надлежит с радостью простить их; если же нет, то мы не должны оставлять их в живых». Гитлер, ссылаясь на его слова, оправдывал геноцид европейского еврейства.

Христиане выступают против укрепления позиции последователей ещё одного «единого» Бога – Кришны. Так, в Москве руководители Православной церкви протестуют против строительства в этом городе самого крупного в Европе центра церкви кришнаитов-вайшнавов.

Отстаивая представления об Аллахе, как единственно истинном Боге, его последователи на протяжении всей своей истории преследовали поклонников других «истинных» и единых богов, Яхве и Христа. В Коране сказано: «Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и в последний день не запрещает того, что запретил Аллах и Его посланник, и не подчиняется религии истины – из тех, которым ниспослано писание, пока они не дадут откупа своей рукой, будучи униженными» (сура 9:29).

Новейшая исламская биография Мухаммеда показывает нетерпимость и готовность к насилию уже раннего ислама. Как только ислам приходил к власти, он переставал вести вежливые дискуссии с иноверцами. Языком переговоров становился язык меча. В 625 г. было выдворено еврейское племя Кайнока. В 625 г. изгнан клан Ан-Надир. В 627 г. Мухаммед приказал убить всех мужчин еврейского племени Кораица, а их женщины и дети были проданы в рабство. Как только Мухаммед укрепил своё положение в Медине, он начал вести сражение с евреями, жившими на соседних территориях.

Нетерпимое отношение к последователям других «единых Богов» продолжалось всю историю ислама. Например, в течение всего XX века жестоко преследовались христиане в Турции. Если в 1900 г. 20 % населения страны были христианами, то сегодня это число составляет всего 0,3 % и продолжает уменьшаться. До сегодняшнего дня наложено официальное табу на упоминание об истреблении 1,5 млн. армянских христиан (1915 – 1916 гг.). Массовые расправы происходили также в 1926 и 1928 гг. в области Тур Абдин. С 1945 г. в Турции были проведены многочисленные погромы христиан. Были разрыты могилы патриархов, а вырытые тела выброшены из них. В 60-е годы десятки тысяч ассирийских христиан изгонялись и уничтожались исламистами. Турецкая Хизболла на протяжении многих лет насильственными методами борется за «освобождение Турции от христиан». В Саудовской Аравии преследуют христианских руководителей так называемых домашних групп. Их сажают в тюрьмы и подвергают пыткам. И в Афганистане приверженцы единого Бога Аллаха, талибы стремятся не допустить распространение веры в Христа. За пропаганду христианства следует жестокое наказание – публичная смертная казнь через повешение.

У идеи «единого Бога» есть и другое «слабое звено»: она распространяется только на религии единобожия, «забывая» о том, что есть ещё народные религии, верующие которых – так называемые язычники – почитают богов своего народа. Язычество не только предшествовало появлению монотеизма, но продолжает существовать на всех континентах и сегодня. Поклонники единоправящих богов предпочитает их просто не замечать. Например, рупор христианской церкви Свидетелей Иеговы журнал «Пробудитесь!» пишет о религии викингов: «Викинги поклонялись множеству вымышленных богов…» (8 дек. 2000 г.). Получается, что Бог иеговистов – истинный, а боги викингов, а заодно и все остальные боги народов мира – выдуманные, ложные.

Но и это не всё. Существует ещё и комплекс первобытных верований, куда входит анимизм, тотемизм, шаманизм, магия, мантика, фетишизм и земледельческий культ, в котором ещё нет места богам. Если богов народов мира сторонники «единого Бога» оскорбляют, дают им уничижительные эпитеты – называют их ложными, фальшивыми, то в отношении этих первобытных (первоначальных) верований они поступают проще – делают вид, что их нет, что они не существуют. А напрасно, ведь есть их живые носители и эти религиозные представления вошли в своё время во все более поздние религиозные верования, являясь сегодня составными частями развитых монотеистических религий.

   
 
И уж, конечно, не разделяют представление о существовании какого-то единого для всех народов бога сами представители языческих религий, поклоняющиеся множеству богов – больших и малых, простых и верховных. В ходе всей истории народов мира они, как правило, терпимо относились к богам других народов, городов и стран, включая их в свой пантеон или давая чужим богам имена своих богов. Например, когда Вавилон стал главным городом Месопотамии, его бог Мардук был отождествлён с древним шумерским верховным богом Энлилем. В связи с этим он получил имя Бэл-Мардук («Господь Мардук»). У древних римлян было много древнегреческих богов: Юпитер был двойником Зевса, Нептун – Посейдона, Юнона – Геры, Венера – Афродиты и т. д. А Аполлона и Диониса римляне поместили в свой пантеон с теми же именами и с теми же функциями, которые они имели у греков.

Таким образом, не приходится говорить о том, что Бог един, что у всех народов он один и тот же, но имеет всего лишь разные имена. Это всего лишь неуклюжий проповеднический, пропагандистский приём, который верующие-монотеисты пытаются использовать для сплочения своих рядов, для их защиты от еретиков (т. е. инакомыслящих), неверующих и атеистов.

Если бы Бог был действительно один, то представители разных религий не пытались бы обратить в свою веру и заставлять поклоняться своему «единому» богу верующих других конфессий. А ведь они это делают с неослабевающим упорством. Ещё и сегодня они порой готовы даже убивать приверженцев других религий, поклоняющихся другому «единому» Богу. Вся история монотеистических религий полна войн между ними, а также между ними и политеистическими религиями. Одно из последних проявлений непризнания других богов и религий со стороны христиан нашей страны – протест православных верующих во Христа против строительства в Москве храма бога Кришны, адепты которого выступают с требованиями признать за ним статус единого Бога.

Но даже тогда, когда Бог у верующих разных религий действительно один, как, например, у трёх семитических (авраамических) религий – иудаизма, христианства и ислама (Яхве, Бог-отец, Аллах), приверженцы этих религий не желают и слышать, чтобы их Бога, например Аллаха, называли Яхве. И наоборот – иудеи, верующие по сути в того же самого Бога, что и мусульмане, но называющие его другим именем – Яхве или Саваоф, никогда не назовут своего Бога Аллахом. А христиане, почитающие кроме Христа ещё и Бога-Отца, являющегося тем же самым Яхве-Саваофом, не только не желают слышать об Аллахе, но стараются отмежеваться и от иудейского Яхве, упорно называя его нейтральным именем Бог-Отец.

Что же касается индийского Кришны, которого его последователи хотели бы видеть в качестве своего единого Бога, то и у него нет шансов стать неким единым Богом, т. к. желание его последователей не совпадает со взглядами представителей названных выше семитических религий. Никто из этой троицы не захочет – не только называть своего бога Кришной, но даже и приравнять его к своему Богу.

Проведённый анализ достаточно ясно свидетельствует, что никакого «единого Бога» всех народов, которого можно было бы называть именами разных богов, не существует. Трезвомыслящие люди давно это поняли и отразили несуразность этой идеи в известной шутке: По Голгофе ходит Будда и кричит «Аллах акбар!». А настойчивые попытки объявить своего Бога единственным в статусе единого для всех верующих могут привести только к разжиганию межрелигиозных распрей. А ведь нам этого совсем не нужно… Пусть каждый верит в своего Бога, не оглядываясь на других. Так больше шансов сохранить и гражданский, и международный мир и сотрудничество между людьми.

А трезвомыслящие могут лишний раз убедиться, что все эти боги существуют лишь в религиозном сознании верующих, столь талантливых на изобретение и защиту своих богов.



Давайте вместе поразмышляем на эту тему.
« Последнее редактирование: 26.08.2009, 20:24:59 от Сергей Алек.01 »

Оффлайн Воронов М.

  • Сообщений: 910
Очень хорошая статья. Много полезных идей и дельных мыслей :) Благодарю Вас за неё..
Постараюсь дать комментарий к ней по частям.
Что касается учения о едином Боге Христе, то здесь существует ещё одна трудность. Она состоит в том, что не все даже христианские церкви признают Христа Богом. Так, автор брошюры Свидетелей Иеговы «Что от нас требует Бог» пишет, что в Библии говорится, что есть только один истинный Бог, которому и надо поклоняться (1 Кор. 5:6; Откр. 4:11). По их утверждению, Иисус Христос – не Бог, а всего лишь ангел, у которого два имени – Слово и Михаил. До того, как он пришёл на Землю, он жил на небе и был духовной личностью. Христос – первое творение Бога и, к тому же, единственный сын, которого Бог сотворил сам. По учению Свидетелей Иеговы, до того, как Иисус Христос стал человеком, Иегова использовал его в качестве «искусного помощника» при создании всего остального на небе и на земле. Для подтверждения своих слов, они ссылаются на Библию (Притч. 8:22 – 31; Кол. 1:16,17)
у этой проблемы есть ещё один (её косвенно подтверждающий) аспект (если мы посмотрим на неё именно "сквозь призму" Православия). (прошу поправить меня если есть какая-либо неточность, но..) Иоанн Креститель среди всей массы хвалебных эпитетов, употреблённых им в адрес Спасителя, употребил и такой - "Князь мира". Суть проблемы здесь в том, что если "Князь мира" в ВЗ, и "Князь мира" в НЗ - одно и то же лицо, то возникает вопрос - почему в православной традиции "Князем мира" именуется исключительно "Падший ангел" (тот которого называют Денницей) устроивший востание против Бога? (надеюсь православные смогут дать мне "развёрнутый комментарий" по этому поводу) Почему "титулом" который употребляли в отношении Иисуса стали именовать того кто Иисуса (как сказано в Библии) искушал?

Последователи другой мировой религии – ислама тоже утверждают, что есть только один единый Бог, но вовсе не Яхве, не Кришна и, тем более, не Христос, который для них является не богом, а всего лишь пророком.
ну с тем почему Иисуса мусульмане считают пророком всё ясно - история та же самая, как и в случае с "православным святым Иоасафом" биография которого (по неизвестной причине) 1 в 1 повторяет биографию Самого Будды. Цели здесь сугубо прагматичны.
Таким единственным Богом является Аллах. В Конституции Исламской Республики Пакистан говорится: «…власть над всем миром принадлежит одному всемогущему Аллаху». Причём неверие в Аллаха, как следует из священной книги мусульман, Корана, является преступлением, наказание за которое одно – смерть. «Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и в последний день не запрещает того, что запретил Аллах и Его посланник, и не подчиняется религии истины – из тех, которым ниспослано писание, пока они не дадут откупа своей рукой, будучи униженными» (сура 9:29).
Вот здесь есть ещё одна проблема. Суть её в том, что изначально в исламе за "джихадом" стояла идея "борьбы с неверием в самом себе", однако по ряду почти не освещяемых в истории ислама причине буквально спустя каких-то 80-90 с момента становления этой религии, "идея борьбы с неверием в самом себе" превратилась "в идею физического уничтожения не верных" (т.е. убийство иноверцев).
« Последнее редактирование: 27.08.2009, 09:21:04 от Воронов М. »

Оффлайн Борис Козырев

  • Сообщений: 673
Иоанн Креститель среди всей массы хвалебных эпитетов, употреблённых им в адрес Спасителя, употребил и такой - "Князь мира". Суть проблемы здесь в том, что если "Князь мира" в ВЗ, и "Князь мира" в НЗ - одно и то же лицо, то возникает вопрос - почему в православной традиции "Князем мира" именуется исключительно "Падший ангел"
Статья в начале темы безграмотная настолько, что с ней не очень интересно спорить. А вот по этому вопросу ответить нетрудно: посмотрите в любой иноязычный перевод или старо-русский, там эта путаница легко решается. Иисус - Князь Мира, Prince of Peace - т.е. принесет мир в сердце, мир на Землю и т.д. Это неотъемлемый титул Мессии с ветхозаветных времен. Сатана - князь мира сего, Prince of this World, т.е. узурпировал трон и правит над этим миром. Надеюсь, не запутал еще больше.  ::)

Оффлайн Сергей Алек.01

  • Сообщений: 382
Статья в начале темы безграмотная настолько, что с ней не очень интересно спорить.

Т. е. Вы готовы назвать "Аллаха" своим Господом и признать за волхвом право принимать у вас исповедь, ведь "Бог един, а имен у него много".

Оффлайн Сергей Алек.01

  • Сообщений: 382
Очень хорошая статья. Много полезных идей и дельных мыслей :) Благодарю Вас за неё..
Постараюсь дать комментарий к ней по частям. у этой проблемы есть ещё один (её косвенно подтверждающий) аспект (если мы посмотрим на неё именно "сквозь призму" Православия). (прошу поправить меня если есть какая-либо неточность, но..) Иоанн Креститель среди всей массы хвалебных эпитетов, употреблённых им в адрес Спасителя, употребил и такой - "Князь мира". Суть проблемы здесь в том, что если "Князь мира" в ВЗ, и "Князь мира" в НЗ - одно и то же лицо, то возникает вопрос - почему в православной традиции "Князем мира" именуется исключительно "Падший ангел" (тот которого называют Денницей) устроивший востание против Бога? (надеюсь православные смогут дать мне "развёрнутый комментарий" по этому поводу) Почему "титулом" который употребляли в отношении Иисуса стали именовать того кто Иисуса (как сказано в Библии) искушал?

Я бы сказал, что в этом случае у христианства возникает проблема о признании того, что их "единый Бог" может быть ассоциирован с Богом сатанистов, если все согласны на это то тогда да: "Бог един".

Олеська

  • Гость
Бог един.
Христос,Будда,Мохаммад-Его пророки.Говорили об одном и том же.
А люди часто путают Бога с собственным воздействием на ту или иную энергию или с "работой" каких-то разумных нематериальных сущностей.
ИМХО.

Оффлайн Борис Козырев

  • Сообщений: 673
Т. е. Вы готовы назвать "Аллаха" своим Господом и признать за волхвом право принимать у вас исповедь, ведь "Бог един, а имен у него много".
Я не сказал, что я сторонник экуменизма в любой его форме. Просто в статье безграмотная и аргументация, и выводы.

Есть (по крайней мере, были) политеистические религии, которые верят в существование множества самостоятельных реально существующих богов. Сторонники таких религий готовы поклоняться и "чужим" богам, например если находятся на "чужой" территории. С другой стороны, бог с тем же именем, но в чужой деревне, был другим богом. Артемида Эфесская и Артемида Афинская - это разные богини.

Есть монотеистические религии. Ни одна из них не считает, что реально существуют разные боги, из которых можно выбирать. Т.е. любая монотеистическая религия утверждает: есть только один настоящий истинный Бог-Творец, все остальные "боги", которые от Него отличаются, - человеческая выдумка или проявления враждебного человеку духовного мира (попросту, бесы). В этом мы согласны и с мусульманами, и с иудеями.

А вот дальше из этого можно сделать диаметрально противоположные выводы.

Экуменисты (в любой монотеистической религии) говорят: вот этого единого Бога-Творца мы все (кроме политеистов) почитаем, только под разными именами. То, что мусульмане и христиане (например) враждуют, для таких экуменистов лишь проявление узколобости и местечковости. Поэтому все аргументы в приведенной статье бьют мимо цели. При чем тут, могут поклонники единого Бога договориться между собой или нет? Это ничего не говорит о Его существовании.

С другой стороны, фундаменталисты в любой религии (к которым отношусь и я) говорят: есть лишь один Бог, и вот кто Он такой (в нашем случае, в соответствии с Библией). Поэтому те, кто поклоняются вроде бы Богу-Творцу, но сознательно отвергают Его откровение о Себе в Священном Писании - обманываются. Не потому, что есть разные боги, а потому что они не поклоняются тому Единому и Единственному, какой Он есть. Хотя я могу допустить, что люди, никогда не слышавшие об истинном Боге, могут чтить Его под иным именем.

Оффлайн Игорь Санд

  • Сообщений: 8612

А трезвомыслящие могут лишний раз убедиться, что все эти боги существуют лишь в религиозном сознании верующих, столь талантливых на изобретение и защиту своих богов.


47 Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога. (Ин.8:47)

Оффлайн Борис Козырев

  • Сообщений: 673
Бог един.
Христос,Будда,Мохаммад-Его пророки.Говорили об одном и том же.
А люди часто путают Бога с собственным воздействием на ту или иную энергию или с "работой" каких-то разумных нематериальных сущностей.
Видите, Сергей, утверждения о том, что все религии поклоняются одному и тому же богу, исходят чаще не от верующих людей любой из конфессий, а от тех, кто лишь по наслышке знают обо всех этих религиях.
Но боюсь, для них аргументы процитированной Вами статьи тоже будут не очень убедительны.  ;)

Оффлайн Сергей Алек.01

  • Сообщений: 382
Видите, Сергей, утверждения о том, что все религии поклоняются одному и тому же богу, исходят чаще не от верующих людей любой из конфессий, а от тех, кто лишь по наслышке знают обо всех этих религиях.
Но боюсь, для них аргументы процитированной Вами статьи тоже будут не очень убедительны.  ;)

Эта статья не говорит о том, что есть "единый Бог" или боги, в статье как раз утверждается, что раз нет и не может быть договора между теми, кто называют себя монотеистами, то это как раз и говорит,что: во-первых, о невозможности с помощью религии (пусть и монотеистической) прийти в взаимопониманию;во-вторых, все разговоры о том, что с помощью религиозного сознания можно прийти к какому-либо соглашению. Или еще проще "БОГА НЕТ".
Я прекрасно понимаю, что для вас понитие "един Бог" может быть истолковано, только в понимании вашей конфессиональной установки. Из-за этого для более детального рассмотрение какой -либо религиозной позиции надо спрашивать у верующего, а "В КАКОГО БОГА ВЫ ВЕРИТЕ?", так как утверждение некоторых о том, что "какая разница, Бог то един", - неверна и противоречива.
« Последнее редактирование: 27.08.2009, 18:18:51 от Сергей Алек.01 »

Оффлайн Сергей Алек.01

  • Сообщений: 382
Бог един.
Христос,Будда,Мохаммад-Его пророки.Говорили об одном и том же.
А люди часто путают Бога с собственным воздействием на ту или иную энергию или с "работой" каких-то разумных нематериальных сущностей.
ИМХО.

Вы не правы, Бог не может быть единым уже на том основании, что существуют верования, которые приклняются перед силами которые не входят в общепонимаемое понятие "добро", для таких верующих "добро" может лежать на противоположной стороне: например сатанисты, для них есть определеный «сплав идей и образов, олицетворяющих развитие, многообразие, величие, силу, могущество, творчество, индивидуализм, дерзость, гордость, знание — всего того, что способствует Жизни и ее развитию», т. е. все то что с чем так борется христианская антропология. А вот если вы согласны поклонятся и признавать за Богом и эти "сущности" то да вы можете говорить, что "Бог един".
« Последнее редактирование: 27.08.2009, 19:14:56 от Сергей Алек.01 »

Оффлайн Воронов М.

  • Сообщений: 910
Статья в начале темы безграмотная настолько, что с ней не очень интересно спорить. А вот по этому вопросу ответить нетрудно: посмотрите в любой иноязычный перевод или старо-русский, там эта путаница легко решается. Иисус - Князь Мира, Prince of Peace - т.е. принесет мир в сердце, мир на Землю и т.д. Это неотъемлемый титул Мессии с ветхозаветных времен. Сатана - князь мира сего, Prince of this World, т.е. узурпировал трон и правит над этим миром. Надеюсь, не запутал еще больше.  ::)
понимаете в чём дело.. вы были бы правы, в том случае, если бы Иисус рассматривался Христианами именно как "Князь мира небесного", а Люцифиэль (падший ангел) рассматривался как "Князь мира земного"; но вы сами констатировали то, что Иисус принёс мир (!!!) на землю. Т.е. его влияние распространяется и на земле. В этом-то и состоит проблема, что в Православной традиции "разницы между этими формулировками" фактически нет. И Иисус, и Люцифиэль (падший ангел) были названы "Князь мира". При этом Иисус был назван "Князем" до своего вознесения.., а Люцифиэля называют "Князем" уже после него.
Вы не правы, Бог не может быть единым уже на том основании, что существуют верования, которые приклняются перед силами которые не входят в общепонимаемое понятие "добро", для таких верующих "добро" может лежать на противоположной стороне: например сатанисты для них есть определеный «сплав идей и образов, олицетворяющих развитие, многообразие, величие, силу, могущество, творчество, индивидуализм, дерзость, гордость, знание — всего того, что способствует Жизни и ее развитию», т. е. все то что с чем так борется христианская антропология.
так.. давайте по порядку.. т.е. по вашему "Христианская антропология" болется с: (берём ваши слова) творчеством; индивидуализмом; знанием того, что способствует жизни и её развитию? А не слишком ли много "Христианская антропология" на себя берёт?
Разве творчество, индивидуализм, знание о жизни - богопротивны по своей сути?

Оффлайн Сергей Алек.01

  • Сообщений: 382
Разве творчество, индивидуализм, знание о жизни - богопротивны по своей сути?

3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
13 Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
14 Вы - свет мира.  (Евангелие от Марка 5), где тут величие, гордость, индивидуализм, дерзость, сила , могущество, ну  творчество можно трактовать с разных позиций.

Оффлайн Воронов М.

  • Сообщений: 910
3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
13 Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
14 Вы - свет мира.  (Евангелие от Марка 5),


где тут величие, гордость, индивидуализм, дерзость, сила , могущество, ну  творчество можно трактовать с разных позиций.
- ну давайте предположим что в перечисленном вами нет места индивидуализму - и исчезнет "личность и роль личности в истории" (в том числе). Кем станет после этого любой из христианских святых? Кем будет Иоанн Богослов, Кем будет Николай Чудотворец, Кем будет Серафим Саровский?? Запомнили бы вы хотя бы одного из них, если бы каждый из них стал частью "обезличенной верующей массы"? 
- давайте уберём величие и могущество (хотя я не на них вам указал) - и вам предётся позабыть саму идею об "возвеличивании Иисуса" над другими "проявлениями Бога". И Иисус станет равным всем им.
- Давайте уберём дерзость - и алчущие и жаждущие правды, никогда не насытятся, ибо даже всесильная воля ничтожна без "дерзновения".
- Давайте уберём силу - и чем "кроме слова" будут "нести мир" те кого назвали "миротворцами"? А ведь именно с применением "грубой силы" Христиане несли "то, что они называли миром" многим народам, которые в этом пусть в редких случаях, но нуждались. Разве нет?
- Давайте предположим что нет места творчеству - познали бы вы сами эти строки, которые вы сейчас цитируете? Увы - нет.
« Последнее редактирование: 27.08.2009, 20:48:15 от Воронов М. »

Оффлайн Борис Козырев

  • Сообщений: 673
понимаете в чём дело.. вы были бы правы, в том случае, если бы Иисус рассматривался Христианами именно как "Князь мира небесного", а Люцифиэль (падший ангел) рассматривался как "Князь мира земного"; но вы сами констатировали то, что Иисус принёс мир (!!!) на землю. Т.е. его влияние распространяется и на земле. В этом-то и состоит проблема, что в Православной традиции "разницы между этими формулировками" фактически нет. И Иисус, и Люцифиэль (падший ангел) были названы "Князь мира". При этом Иисус был назван "Князем" до своего вознесения.., а Люцифиэля называют "Князем" уже после него.
Иисус назван "Князем мира", т.е. "умиротворения" один единственный раз в Библии, еще до Своего земного рождения: пророком Исайей (9:6) этот титул дан будущему Мессии. Все. Князем Земли ни разу. Но сам титул Мессии предполагает царскую власть над всей Землей.

Дьявол назван "князем мира сего", т.е. этой Земли и человеческого общества три раза, все три из уст Иисуса в Евангелии от Иоанна (12:31, 14:30, 16:11). Естественно, до вознесения Иисуса Христа.

С христианской точки зрения, дьявол - узурпатор, временно правящий над землей, пока с его властью не будет покончено при Втором пришествии. Иисус - законный Царь, которому пока еще сопротивляются мятежники. Никакого противоречия пока не увидел.
« Последнее редактирование: 27.08.2009, 21:53:09 от Борис Козырев »

Оффлайн Борис Козырев

  • Сообщений: 673
Или еще проще "БОГА НЕТ".
Наверное, для Вас так проще.  ::) Но из чего Вы такой вывод сделали, я так и не понял. То, что литературоведы яростно спорят, кто был автором шекспировских сонетов, означает, что у этих стихов нет автора или что самих стихов не существует?! :o То, что разные религии по разному описывают Бога, может означать, что права только одна из них (как считают фундаменталисты) или что все правы лишь отчасти (как считают экуменисты). Но это никак не доказывает, что Бога нет.

для более детального рассмотрение какой -либо религиозной позиции надо спрашивать у верующего, а "В КАКОГО БОГА ВЫ ВЕРИТЕ?", так как утверждение некоторых о том, что "какая разница, Бог то един", - неверна и противоречива.
А вот с этим я полностью согласен. Более того, на этом форуме так считают, похоже, большинство православных участников. Экуменизм здесь не в чести.

Оффлайн Воронов М.

  • Сообщений: 910
Иисус назван "Князем мира", т.е. "умиротворения" один единственный раз в Библии, еще до Своего земного рождения: пророком Исайей (9:6) этот титул дан будущему Мессии. Все. Князем Земли ни разу. Но сам титул Мессии предполагает царскую власть над всей Землей.
(вот, таки моё подозрение оказалось верным - я немного ошибся, и эти слова Исайи, Спасибо Вам но) так.. титул предполагает "власть над всей Землёй".
Дьявол назван "князем мира сего", т.е. этой Земли и человеческого общества три раза, все три из уст Иисуса в Евангелии от Иоанна (12:31, 14:30, 16:11). Естественно, до вознесения Иисуса Христа.
а ничего что "князь мира сего" является всего лишь "более конкретизированной формулировкой"? Та же самая "власть над всей Землёй", но давайте рассмотрим этот момет подробнее: само Евангелие от Иоанна было написано ПОСЛЕ вознесения Иисуса. Скажите - в ветхом завете был ли кто-то, кто называл "падшего ангела" тем же титулом, которым был назван Иисус?
С христианской точки зрения, дьявол - узурпатор, временно правящий над землей, пока с его властью не будет покончено при Втором пришествии. Иисус - законный Царь, которому пока еще сопротивляются мятежники. Никакого противоречия пока не увидел.
Дело не в противоречии, А в том, что титул "Князь мира" (в плане персонификации) фактически применялся к одному единственному лицу. Если в ветхом завете - этим лицом был Иисус, почему в новозаветной Православной традиции - этим лицом стал "падший ангел"? (простите что повторил вопрос).

Оффлайн Борис Козырев

  • Сообщений: 673
простите что повторил вопрос
Это Вы простите: я, видимо, либо очень плохо понимаю вопрос, либо очень плохо объясняю свою точку зрения.  :'( Попробую еще раз.

Ветхозаветный (по пророку Исайе) титул Мессии "Князь умиротворения" = Prince of Peace) нигде, ни в Новом Завете, ни в Ветхом Завете, ни в Предании не применяется по отношению к падшему ангелу.

Новозаветное обозначение падшего ангела как "князя этой земли, этой эпохи, этого падшего человеческого сообщества" нигде и никогда не применяется к Иисусу Христу.

Иисус Христос = помазанный Царь небесных, земных и преисподних. Царь, а не князь. Можно сказать, что один из Его князей (дьявол) захватил власть над падшим миром и все еще ведет партизанскую войну против законного Наследника. Вот вроде бы и все.

Оффлайн Воронов М.

  • Сообщений: 910
Прежде чем вернуться к обсуждению статьи, давайте таки проясним:
Ветхозаветный (по пророку Исайе) титул Мессии "Князь умиротворения" = Prince of Peace) нигде, ни в Новом Завете, ни в Ветхом Завете, ни в Предании не применяется по отношению к падшему ангелу.
Так.. давайте ещё раз отметим, что вы прибегли к "англоязычной формулировке" которая сильно отличается от "православной" (русской). Как было уже (и вами и мной) отмечено, и первый (Иисус) и второй (падший ангел) обозначаются (по Исайе и по новозаветной, в том числе и по современной традиции) как "Князь мира".
Новозаветное обозначение падшего ангела как "князя этой земли, этой эпохи, этого падшего человеческого сообщества" нигде и никогда не применяется к Иисусу Христу.
Если "власть/влияние" Иисуса распространяется на землю то разница между формулировками лишь в "уточнении", в указании на "Этот мир", но при этом он (этот мир) подвластен и Иисусу. Однако Иисуса именуют (как было вами же отмечено) "Царём небесным". В новозаветной традиции формулировка "Князь мира" в отношении Иисуса практически не применялась.
Иисус Христос = помазанный Царь небесных, земных и преисподних. Царь, а не князь. Можно сказать, что один из Его князей (дьявол) захватил власть над падшим миром и все еще ведет партизанскую войну против законного Наследника. Вот вроде бы и все.
Если это так, то докажите пожалуйста:
1. то, что "земля принадлежала/была подвластна влиянию" Иисуса до того, как на землю был Изгнан Люцифиэль.
2. то, что Иисус появился до того как Бог сотворил Люцифиэля (падшего ангела).
Кстати в том то, что к этому миру можно применить обозначение "падший" я сильно сомневаюсь.

Оффлайн Игорь Санд

  • Сообщений: 8612
Христос,Будда,Мохаммад-Его пророки.

Вы не поняли - ни христианство, ни буддизм, ни ислам.
Если путь к Богу только через Христа - нет смысла мешать всё в кучу, всё равно - буддисты не видят Бога, а мусульмане - Христа, как Спасителя.
Остаётся один (единственный) выбор за человеком в вере...