Автор Тема: Как Садальский "убил" патриарха Алексия  (Прочитано 75830 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн д.Андрей Кураев

  • Администратор
  • *
  • Сообщений: 1492
Стас Садальский через комсомольскую прессу оповещает страну, будто патриарха Алексия убили.
Ну, ладно, данный вид прессы и создан специально для  стока такого рода субстанций.
Однако, в ряду «аргументов» Садальского (а аргументы уровня –«мне знакомые попы сказали») есть упоминание одного конкретного источника. Эта честь выпала мне. Мол, даже Кураев говорит, что «Патриарха напрасно на рассказала истинных обстоятельств смерти Святейшего».
Вот тут, правда, у Садальского две нестыковки.
Первая: я эту фразу сказал уже после его первого заявления. И моя фраза звучала так: «Побоявшись сказать неблаговидную правду об обстоятельствах смерти Святейшего, Патриархия получила мерзкий слух». Поэтому как бы ни понималась моя фраза, но, будучи сказанной в ответ Садальскому, она по сей причине не могла быть ни источником, ни аргументом в  пользу версии Садальского.
Вторая нестыковка: я отнюдь не имел в виду убийство Патриарха.
Официальная версия состояла в том, что причиной смерти стал сердечный приступ. Хотя в первые часы был слух даже об автокатастрофе ("В Московской патриархии опровергли появившиеся слухи о том, будто причиной кончины патриарха Московского и всея Руси Алексия II стала произошедшая накануне автоавария» - Рос. Газета 8 дек 2008).
Отчасти верно первое, совсем неверно второе (хотя и понятна причина появление такого слуха).
Как таковой сердечный приступ не убил бы патриарха. Просто случился он в максимально неудобных для помощи обстоятельствах.
Возможно, что приступа не было вообще. Просто пожилой человек при каком-то повороте или резком движении на секунду утратил координацию движений – и упал. Но, падая, затылком ударился об угол стула. И этот угол перебил вену. Патриарх пришел  в сознание. Пробовал встать - на стенах кровавые следы от его рук (это важно с религиозной точки зрения: значит, кончина Патриарха не была мгновенной и у него было время не только для последней борьбы за жизнь, но и для осознания неизбежности предстоящего последнего Перехода и подготовки к нему).
Даже  и при такой травме его можно было бы спасти. Если бы хоть кто-то знал, что ему нужна помощь. Но дело было во внутренних покоях Патриарха, которые он на ночь сам изнутри запирал на ключ. Двери двойные, шумоизоляция от остального здания, где, суетясь, хлопочут монахини, полная. Стоны Патриарха никто не расслышал. Ключей от его покоев не было даже у охраны.
Патриарх накануне вечером заказал завтрак на 8 утра. Когда и в половине девятого он не вышел, начали тревожиться. Стуки, звонки не давали ответа. Стали заглядывать в окна. И через окошко ванной комнаты увидели его лежащим.
Дверь взломали. Но тело уже остывало.
Понятно, что у прокураторы возникло множество вопросов. Почему в ванной не было тревожной кнопки? Почему престарелый человек был один? Почему не было ключей у охраны? Как могла рядом  с ним быть немягкая и удароопасная мебель? Почему монахиня-экономка не сразу сообщила охране?
Понятно, что и Патриархии было трудно сказать о том, что со смертью Предстоятель встретился  в уборной. То, что было бы вполне обычно для простого человека, могло бы быть воспринято как скандал в применении к Патриарху. Да и около- и внутри- церковные раскольники с радостью запричитали бы о «смерти Ария».
Поэтому сначалу (учитывая травму головы) и возникла маскировочная версия об автоаварии.
Но об убийстве не сплетничал никто.
И уж тем более дикой выглядит версия Садальского о том, будто Патриарха убили за то, что он не поддержал Кремль в дни осетино-грузинской августовской войны.
Политические убийства должны быть знаковы и понятны – кого и за что, чтобы другим неповадно было.
Предположим, что Садальский прав, и кто-то (осетинские супербоевики или кремлевские агенты) убил Патриарха именно за это. Но разве позиция нового патриарха Кирилла по этому вопросу в чем-то отлична от позиции Патриарха Алексия? Все так же Московская Патриархия подчеркивает, что Южную Осетию и Абхазию она рассматривает с точки зрения церковного права – то есть как каноническую часть грузинской Православной Церкви. При этом обращается внимание на то, что  церковные границы  и государственные не обязаны совпадать, и признание Московской патриархией юрисдикции церковного Тбилиси над этими епархиями не означает нашего несогласия с суверенитетом Абхазии и Южной Осетии или же с признанием этого суверенитета Россией.
Подробно об этом я писал как раз накануне кончины Патриарха Алексия – «Абхазский узел церковной политики» (Профиль № 47, 15 дек 2008). И вполне прокремлевский журнал поместил эту мою статью вскоре после неожиданной кончины Предстоятеля.
Да и при патриархе Алексии выработку внешнецерковной политики осуществлял митр. Кирилл. Так что это уже совсем странно было бы для Кремля: за «ошибку» во внешнецерковной политике убирать Патриарха Алексия и вместо него допускать избрание автора этой «ошибки».
Не буду прописывать моралитэ. Просто не надо путать две вещи: кончина Предстоятеля Церкви всегда имеет политическое эхо. Но не всегда кончина Патриарха есть следствие проводимой им политики.

« Последнее редактирование: 06.09.2009, 09:25:58 от д.Андрей Кураев »

Оффлайн Elena - K

  • Сообщений: 515
С отсутствием дубликата ключей такое впечатление, что Патриарх умирать не готовился.

Iоаннъ

  • Гость
Он был старенький - почему никто не имел доступа.. а вдруг что? Ну собственно теперь мы видим "а вдруг что"...

не правильно.

Оффлайн д.Андрей Кураев

  • Администратор
  • *
  • Сообщений: 1492

04 сентября 2009 года, 19:19
В патриархии призывают воздержаться от "смакования" возможных деталей кончины Алексия II
Москва. 4 сентября. ИНТЕРФАКС - В Московской патриархии призвали не спекулировать на тему о возможных причинах и обстоятельствах смерти патриарха Алексия II.

"Все это смакование деталей, выдвижение гипотез - от лукавого", - заявил корреспонденту "Интерфакс-Религия" в пятницу глава пресс-службы патриархии священник Владимир Вигилянский.

Так он прокомментировал слова профессора Московской духовной академии протодиакона Андрея Кураева, которые привели в пятницу ряд СМИ. По информации отца Андрея, Алексий II мог скончаться от удара затылком об стул, в результате которого перебил вену.

Однако этого, по словам протодиакона А.Кураева, никто не услышал, поскольку внутренние покои патриарха в его подмосковной резиденции в Переделкино, которые он к тому же на ночь запирал изнутри на ключ, имели полную шумоизоляцию от остального здания.

Тем временем отец Владимир заявил, что ему не известны конкретные обстоятельства кончины патриарха Алексия.

"Однако вне зависимости от конкретных обстоятельств его смерти, это была своего рода "плата" за ту свободу, которую он "выторговал" у окружения", - сказал священник.

Он пояснил, что патриарх Алексий "был всегда на виду, в окружении людей, и единственное, что он отвоевал у своего окружения, это ночь".

"Он не допускал ночью к себе в покои (в Переделкино - "ИФ") никого, чтобы можно было помолиться и побыть одному хотя бы ночью", - сообщил собеседник агентства.

По словам отца Владимира, в покоях патриарха Алексия не было "тревожной кнопки, потому что патриарх, как говорят, был против".

Алексий II скончался на 80-м году жизни утром 5 декабря 2008 года в своей резиденции в подмосковном Переделкино. В последние годы он испытывал проблемы с сердцем и незадолго до кончины проходил обследование за границей.

Оффлайн Мирослава

  • Сообщений: 4197
Царствие ему Небесное!  :(

Оффлайн Александра1001

  • Сообщений: 455
Алексий А., Вы так злобно написали это...
Перечитайте, пожалуйста, те главы из "Братьев Карамазовых", где рассказывается о смерти старца Зосимы и неблаговидных обстоятельствах, ее сопровождавших, и подумайте - кто из героев мог бы высказаться так, как Вы, почему, и зачем...

Царствие Небесное патриарху Алексию, меня всегда поражала его безупречная по своей правильности, мудрая, тихая речь...

Iоаннъ

  • Гость
Да ему (Алексию А) просто лавры разоблачителя покоя не дают. ;)

Оффлайн Роман

  • Сообщений: 85
Но дело было во внутренних покоях Патриарха, которые он на ночь сам изнутри запирал на ключ. Двери двойные, шумоизоляция от остального здания, где, суетясь, хлопочут монахини, полная. Стоны Патриарха никто не расслышал. Ключей от его покоев не было даже у охраны.

Всё же, возлюбленный отец дьякон, разоблачая происки Садальского, Вы, как обычно бывает, разоблачаете невольно и другое. Получается, Патриарх настолько не доверял людям, окружавших его в повседневной жизни, и даже боялся (очевидно, справедливо) их, что приходилось основательно баррикадироваться от них мощнейшими дверями с уникальным единственным ключом. Страшно: нельзя никому доверять, даже охране; словно узник!

Оффлайн Виталий __ицкий

  • Сообщений: 812
04 сентября 2009 года, 19:19
"Однако вне зависимости от конкретных обстоятельств его смерти, это была своего рода "плата" за ту свободу, которую он "выторговал" у окружения", - сказал священник.

Каким образом могли досаждать патриарху охрана и монашки убирающие покои? Непонятно. Неужели они несмотря например на просьбу не беспокоить все равно шли и начинали убираться и шаркать вениками когда патриарх хотел отдохнуть или когда молился? Кроме того ведь патриарх весь целый день до этого был в разъездах, неужели могло не хватать им целого дня для приведения покоев в порядок? Это если логично посмотреть. Маловероятно и то, что желающие попасть к нему на прием досаждали ему у дверей спальни в 23:00. Т.е. непонятно, что за атмосфера была в покоях и кто ее создавал такую, что патриарху приходилось отвоевывать таким методами себе такую привилегию как покой в ночное время?

Оффлайн Александра1001

  • Сообщений: 455
Разве не понятно, что человеку, который все время на виду, который постоянно встречает публику, от которого постоянно ждут слова и ответа, порой хочется почувствовать себя в абсолютно необитаемом месте?

Я, даже как простой учитель, очень даже это понимаю. Приходишь домой - и нет сил слушать, нет сил говорить, нет сил видеть кого бы то ни было, хочется полной тишины, полного покоя, полной безопасности. А представляете, насколько это все сильнее у такого общественного лица?

Дело не в доверии. Насколько публична жизнь, настолько же приватна она должна быть хотя бы в некоторые периоды. Иначе человек сходит с ума. Мир слишком наваливается.

Наталия 202

  • Гость
Честно говоря я и не знала как умер патриарх. Но теперь благодаря д. Андрею я в курсе. А мне это надо?
Я не понимаю зачем поднята эта тема здесь.
« Последнее редактирование: 05.09.2009, 22:53:41 от Наталия202 »

Iоаннъ

  • Гость
Я думаю, что основной месседж темы такой: "Да, патриарх умер в уборной, но из этого не следует, что его там убили".

Оффлайн Глеб I

  • Сообщений: 5322
    • Православный
Честно говоря такое впечатление, что все обсмотрелись и обчитались (обкурились) Дена Брауна, а как его все клеймили....  :(
Человек умер Царствие ему Небесное со Святыми упокой.

Оффлайн Юра Шмуль

  • Сообщений: 181
    • Православный
Сначала неприятно удивило поведение отца Андрея во время выборов нового патриарха, потом реакция на избрание Кирилла части церковного народа, а теперь вот неприятные, скажем прямо, обстоятельства кончины Алексия II. К сожалению, мои наблюдения и предположения находят скорее подтверждение, чем опровержение. Грустно.

Оффлайн Александр Цветков

  • Сообщений: 3658
    • Православный

Отец Андрей, стоило ли вообще реагировать на сплетни о кончине патриарха и выносить на форум обстоятельства его смерти?

Оффлайн д.Андрей Кураев

  • Администратор
  • *
  • Сообщений: 1492
Благодаря трудам д.Андрея православная традиция из мистической с ее святостью, превратилась в бытовую. Злодеи и божий промысел уступили место стечению обстоятельств. Конечно все можно объяснить с предельной точностью - замок, нет тревожной кнопки, звукоизоляция, лампадное масло в черепах...

Вы не в теме. Нетрудно найти мои более ранние отклики, в которых я говорю о том, что кончину патриарха Алексия считаю промыслительной и вижу  в ней проявление заботы Господа о Его Церкви.

Оффлайн д.Андрей Кураев

  • Администратор
  • *
  • Сообщений: 1492
Честно говоря я и не знала как умер патриарх. Но теперь благодаря о. Андрею я в курсе. А мне это надо?
Я не понимаю зачем поднята эта тема здесь.

Вам не надо? Так и слушайте себе радио Радонеж.
А мне не все равно, когда Садальский на Церковь льют помои.

Оффлайн д.Андрей Кураев

  • Администратор
  • *
  • Сообщений: 1492
Всё же, возлюбленный отец дьякон, разоблачая происки Садальского, Вы, как обычно бывает, разоблачаете невольно и другое. Получается, Патриарх настолько не доверял людям, окружавших его в повседневной жизни, и даже боялся (очевидно, справедливо) их, что приходилось основательно баррикадироваться от них мощнейшими дверями с уникальным единственным ключом. Страшно: нельзя никому доверять, даже охране; словно узник!

Это лишь Ваши домыслы которые больше говорят о Вас и Ваших страхах, чем о Святейшем.

Оффлайн Игумен Флавиан

  • Сообщений: 270
Келья на замке
« Ответ #18 : 05.09.2009, 21:46:37 »
Патриарха можно понять. Если монахини, обслуживающие покои, для него "свои", церковные, то охрана - она своё дело делает, но она всё равно - "чужая".

В моём представлении, здесь не о доверии Патриарха нужно рассуждать, а об ответственности за себя, которую Патриарх не хотел перекладывать ни на чьи плечи. Поэтому запирался ночью, когда молился и отдыхал.

Монах, запершийся в келье - это ещё и маленький символ бегства от мира. Подобный тому, как для входа в монастырь открыта маленькая дверь, прорубленная в воротах, закрывающих собою створ: "Входите тесными вратами... (Мф 7:13)".

Наталия 202

  • Гость
Вам не надо? Так и слушайте себе радио Радонеж.
А мне не все равно, когда Садальский на Церковь льют помои.
Хм. Ну что ж спасибо за совет д. Андрей. Пойду послушаю Радонеж.