Автор Тема: Обязательность Исповеди перед Св.Причастием???  (Прочитано 7993 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Алексей2

  • Сообщений: 20
Здравствуйте!

До сегодняшнего дня никогда не возникало сомнений в том, что Св.Причастию ВСЕГДА должна предшествовать Исповедь(тем более, что в наших храмах так и говорят всегда "Причащаются те, кто был на Исповеди..."). Однако, сегодня прочёл книгу известного богослова А.Шмемана "Святая святым", в которой он ссылаясь на литургическую практику Древней Церкви пишет

 "Церковь также всегда учила, что хотя определённые грехи и отлучают христианина, но есть и те, что не приводят к отделению от тела Церкви и от участия в таинствах.Николай Кавасила пишет: Есть грехи не к смерти, по учению ап. Иоанна. И вот, почему ничто не препятствует тем христианам, которые не совершили грехов, отделяющих их от Христа и приводящих к смерти, причаститься Божественных Тайн....Таинство же Исповеди и разрешение грехов, ещё недавно применявшееся только для отлучеенных от общения, - не является необходимым. Наши "не смертные" грехи и наша общая греховность исповедуется членами Церкви всякий раз, когда мы собираемся вместе для Таинства Христова присутствия..."

И ещё:

"Учение, которое объявляет Таинство Исповеди необходимым условием допущения мирян к Причастию, есть не только уклонение от подлинного общецерковного Предания, но также искажение православного учения о Церкви, Евхаристии и самом Таинстве Покаяния. Оно искажает учение о Церкви, так как вводит de facto деление её членов на две категории, за одной из которых (миряне) их возрождение в Крещении, освящение во Св. Миропомазании, то, что они стали "согражданами святым и своими Богу", не признается в качестве условия, обеспечивающего полное членство, т.е. участие в Таинстве, в котором Церковь исполняет себя как Тело Христово и Храм Святого Духа. Оно искажает учение о Евхаристии, ибо устанавливая для причастия дополнительные условия помимо членства в Церкви, в сущности не позволяет видеть и переживать Евхаристию как само Таинство Церкви, которое, по словам Литургии св. Василия Великого, "нас всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соединяет друг ко другу, во единаго Духа Святаго причастие". И наконец, оно искажает само Таинство Покаяния, потому что, сделавшись формальностью и, фактически, просто условием для причащения, исповедь подменяет собой подлинное приготовление к причастию, которое состоит, как мы видели, в истинном внутреннем покаянии. Акцент всего переживания в этом Таинстве сместился от покаяния к отпущению грехов, воспринимаемого почти на уровне магизма. Этого формального, полумагического, полузаконнического "отпущения", а не примирения с Церковью, от которой отлучили грехи, ищут сегодня в исповеди; и ищут не потому, что их беспокоит собственная греховность (они обычно находят ее естественной и неизбежной), но потому, что это "дает право" приступить ко Святым Дарам с чистой совестью. Делаясь просто "условием для причащения", Таинство Исповеди, бывшее столь определяющим, столь устрашающим в жизни древней Церкви, сегодня теряет свою истинную функцию и место в ней".

В общем...я в растерянности, честно говоря :o

mama_ania

  • Гость
Алексей, обязательность исповедоваться перед Причастием сохраняется только (и почти только) в РПЦ (и РПЦЗ), во многих других прав. церквях, не говоря о католической этого нет. В самой РПЦ бывают исключения, напр. для тех, кто причащается часто, либо массовая исповедь, либо один праздник за другим, священник благословляет исповедоваться один раз и затем причащаться всю неделю и проч. Зачем вы смущаетесь?

Оффлайн Алексей Давыдов

  • Сообщений: 23407
    • Православный
 Видимо, Алексей, при введении такого установления соображения были чисто практические. К сожалению, причащались у нас редко. Читал в одной книге устав дореволюционного общества трезвости (в Пермской губернии, если не ошибаюсь). В числе прочих принимаемых обязательств было и такое - говеть не реже 1 раза в год. То есть на практике к Причастию приходили даже и реже. При таких обстоятельствах естественно, что перед Причастием было необходимо человека исповедовать.
 Христиане же первых веков причащались каждую неделю и даже чаще. ИМХО, если бы в России сохранился обычай частого причащения - Церковь не установила бы обязательной Исповеди перед Причастием. А у нас ведь и до сего времени в основном причащаются 4 раза в год - постами.

Оффлайн марина ф.

  • Сообщений: 3027
    • Православный
Поскольку в нашей церкви исповедь и благословение священника на причастие обязательны, попробуйте подойти к исповедывающему священнику и скажите ему, что "цедить комара" стыдно, пусть благословит причаститься

Оффлайн диакон Владимир

  • Сообщений: 352
Здравствуйте!

До сегодняшнего дня никогда не возникало сомнений в том, что Св.Причастию ВСЕГДА должна предшествовать Исповедь(тем более, что в наших храмах так и говорят всегда "Причащаются те, кто был на Исповеди..."). Однако, сегодня прочёл книгу известного богослова А.Шмемана "Святая святым", в которой он ссылаясь на литургическую практику Древней Церкви пишет
(,,,) *изб. цит. удал. модер." д.В.М.
В общем...я в растерянности, честно говоря :o
Да не мятется сердце Ваше, Алексий! Протоиерей Александр Шмеман всегда имел "своё" мнение, к сожалению, отличное от Православного. Бог Ему - Судья. Всякое сомнение разрешайте у своего священика (духовника), у которого исповедуетеся. Попытка "богословов" сегодняшнего времени соотнести наше время ко временам Апостольским - некая прелесть, исходящая из собственного "Я". А, по-сему, читайте святиеля Иоанна Златоустого, писавшего 1500 лет назад, Бог даст - избежите ошибок.
« Последнее редактирование: 04.03.2010, 17:41:10 от д.Владимир Морозов »

mama_ania

  • Гость
Можно подумать, святителю Иоанну Зл. могло придти в голову причащаться раз в год, или читать про себя евхаристические молитвы, и многие другие искажения Традиции, которые вы, отец дьякон, изволите считать "православием"?..

Оффлайн марина ф.

  • Сообщений: 3027
    • Православный
Протоиерей Александр Шмеман всегда имел "своё" мнение, к сожалению, отличное от Православного. Бог Ему - Судья. Всякое сомнение разрешайте у своего священика (духовника), у которого исповедуетеся. Попытка "богословов" сегодняшнего времени соотнести наше время ко временам Апостольским - некая прелесть, исходящая из собственного "Я". А, по-сему, читайте святиеля Иоанна Златоустого, писавшего 1500 лет назад, Бог даст - избежите ошибок.
Насчет о.Александра Шмемана ,похоже, вы загнули, отец дьякон.
Православие тем ценно и живо, что , стоя на Писании и Предании, развивается и является по-прежнему благодатным.
Сомнениями надо делиться с приходским священником,но...бывает всякое.Мнение священника уважаемо, но все же надо сверять со святоотеческим учением.Хотя, умных у нас не очень любят, и при случае норовят обвинить в прелести.

Оффлайн Маленькая Ксения

  • Сообщений: 4462
    • Православный
Хотя, умных у нас не очень любят, и при случае норовят обвинить в прелести.
А ум-то в данном случае в чём заключается? В том, чтобы к Чаше подходить без исповеди? И чем она кому мешает? Я, например, так и не поняла этого из цитат в заглавном сообщении. Типа - упростить и ускорить?

Оффлайн Вадим В.С.

  • Сообщений: 16839
    • Православный
А ум-то в данном случае в чём заключается? В том, чтобы к Чаше подходить без исповеди? И чем она кому мешает? Я, например, так и не поняла этого из цитат в заглавном сообщении. Типа - упростить и ускорить?
http://forum-slovo.ru/index.php?topic=12433.0
Вот здесь можно попробовать понять - кому что мешает и зачем. Вдруг удастся.

Оффлайн марина ф.

  • Сообщений: 3027
    • Православный
А ум-то в данном случае в чём заключается? В том, чтобы к Чаше подходить без исповеди? И чем она кому мешает? Я, например, так и не поняла этого из цитат в заглавном сообщении. Типа - упростить и ускорить?
Ум в данном случае заключается в способности и умении рассуждать.

Оффлайн Маленькая Ксения

  • Сообщений: 4462
    • Православный
Ум в данном случае заключается в способности и умении рассуждать.

Вот я и пытаюсь понять, о чём в данном случае можно рассуждать.... Какие найти поводы для неисполнения установившихся правил, или ещё что-то?...

Оффлайн диакон Владимир

  • Сообщений: 352
Насчет о.Александра Шмемана ,похоже, вы загнули, отец дьякон.
Православие тем ценно и живо, что , стоя на Писании и Предании, развивается и является по-прежнему благодатным.
Сомнениями надо делиться с приходским священником,но...бывает всякое.Мнение священника уважаемо, но все же надо сверять со святоотеческим учением.Хотя, умных у нас не очень любят, и при случае норовят обвинить в прелести.
Загибают, обычно пальцы, когда считають число молитв! В Благодати Православия Я, и ВЫ Марина, не сомневаемся. Однако же,  даже в России, Православие считается уже устаревшим понятием. Тем не менене, святоотеческое учение протоиерею Аленксандру Шмеману, ну никак не пренадлежит, ну, хоть тресни. Читайте, ежедневно Евангелие, кафизму Псалтитри и, увидите, что стоите на твёрдой основе, т.е. Христе и Его Церкви, которую врата адовы никогда не преодолеют. Мира, здравия, спасения, во всем благого поспешения подаждь, Господи всем, зде на форуме стоящим и, сохрани Их на многая лета.

Оффлайн Елена S

  • Сообщений: 2674
Да не мятется сердце Ваше, Алексий! Протоиерей Александр Шмеман всегда имел "своё" мнение, к сожалению, отличное от Православного.
Связь редкого причащения и исповеди перед каждым причастием - это не только личное мнение протопресвитера Александра Шмемана.
Простите, д.Владимир, но Вы свое личное мнение выдаете за единственно Православное.

Оффлайн Левитин Михаил

  • Глобальный модератор
  • *
  • Сообщений: 8912
    • Православный
Связь редкого причащения и исповеди перед каждым причастием - это не только личное мнение протопресвитера Александра Шмемана.
Кстати, его высокопреподобие протопресвитер Александр (Шмеман) ссылается на св. прав. Николая Кавасилу, но я что-то не найду собственно текста Кавасилы, о котором идет речь.

mama_ania

  • Гость
Цитировать
Вот я и пытаюсь понять, о чём в данном случае можно рассуждать.... Какие найти поводы для неисполнения установившихся правил, или ещё что-то?...

Может о том, что то, что "установилось" это всего лишь в последние несоклько веков и не является частью Предания? либо, что является частью традиций, но не Предания? либо что поменялись обстоятельства, и не имеет более смысла, что человек, желающий причащаться каждую неделю должен поститься, читать два канона и исповедоваться каждый раз? и многое чего другого есть, о чем можно было бы порассуждать...

mama_ania

  • Гость
Цитировать
Кстати, его высокопреподобие протопресвитер Александр (Шмеман) ссылается на св. прав. Николая Кавасилу, но я что-то не найду собственно текста Кавасилы, о котором идет речь.

У Кавасилы могу поискать, но он не только на него ссылается. Вообще, в современном литургическом богословии никого не знаю, кто бы отстаивал обязательную исповедь перед причастием. Это два разных таинства.

Оффлайн Николай г.Орел

  • Сообщений: 164
Связь редкого причащения и исповеди перед каждым причастием - это не только личное мнение протопресвитера Александра Шмемана.
Простите, д.Владимир, но Вы свое личное мнение выдаете за единственно Православное.
Самое главное, что бы  не получилось "хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?". Если предположить, что исповедь перед каждым причастием есть заповедь Божья, то надо все православные церкви, которые не видять такой связи считать еретическими. Если же это установление человеческое, то его можно вводить, а можно отменять, в зависимости от того, что более подходит к текущему состоянию человека и общества. Ни кто ведь не запретит желающим вначале исповедоваться, а потом принимать таинство Причастия? Так, что же волноваться и копья ломать?
 

Оффлайн Елена S

  • Сообщений: 2674
Самое главное, что бы  не получилось "хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?". 
Его заповедь:
Приимите, ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов.
и
Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя новаго завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов.

За каждой литургией.

Все остальное - менялось во времени.
И сейчас практика редкого причащения и соответственно - семидневного перед ним говения и обязательной исповеди - меняется. И не нами же, правда?

Я вообще не считаю полезным для себя участвовать в "ломании копий", тем более на такие темы. И по поводу - как надо - не мое дело что-либо считать.
Я отреагировала на утверждение "православно-неправославно" дьякона Владимира.
Вот тут я считаю, причем очень четко, - если какое-либо частное мнение по какому либо неопределенному вопросу не осуждено Церковью - считать по-другому - тоже личное частное мнение. И негоже присваивать себе право отчислять из Православия.
« Последнее редактирование: 04.03.2010, 22:21:47 от Елена S »

Оффлайн Раиса Павловна

  • Сообщений: 2315
    • Православный
и не имеет более смысла, что человек, желающий причащаться каждую неделю должен поститься, читать два канона и исповедоваться каждый раз?
А что должен делать человек, желающий причащаться каждую неделю?

Оффлайн Елена S

  • Сообщений: 2674
А что должен делать человек, желающий причащаться каждую неделю?
Подойти к священнику, обсудить эту тему и получить благословение (с "инструкциями" :)).