Автор Тема: Векторы покаяния. Клерикальный смысл исповеди. Новые тупики.  (Прочитано 44745 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Семён Либаур

  • Гость
Многие люди, как "церковные", так и внешние замечают насколько бездейственно оказывается покаяние современного христианина, вращающегося в реалиях "церковной жизни", в плане отсутствия личностных изменений. Эти мелочные повторяющиеся обессмысленные исповеди в официальных храмах в виде будь то "духовного надзора"  за "стадом" очередного горе-"пастыря" или игры в духовничество, в послушание, в аскетизм, в "монастырь в миру". И, наконец, конечно же, исповедь как допуск до "причастия"...

И само "причастие" воспринимается именно как физиологическое приобщение, как пилюля, которую надо проглотить, чтобы идентифицировать свою принадлежность к "спасаемым" - прокомпостировать свой билет в рай. Евхаристия не воспринимается как благодарение, как  осознанное принятие Благой вести, переданной через апостольскую проповедь и основанной на образе Христа, явившего нам Бога и то, каким должен быть настоящий человек, чтобы наследовать усыновление Отцу Небесному.


Вектор покаяния - в будущее или в прошлое?

Мысленный вектор человека при таком покаянию (т.е. представляющего из себя перечислене грешков с приставкой "каюсь") направлен не вперед, к чаемому Царствию, а назад, на свое человеческое жалкое прошлое в мирской суете. Человек концентрируется на своих совершенных падениях и проступках, с целью их произнести, юридически "списать", "аннулировать". При этом мысль его остается в прошлом. Почему? Потому что будущее его не воодушевляет, а пугает. Пугает перспективой вечных бессмысленных мучений в вечном аду. Действительно, страшная перспектива. Как и образ "Бога", все предвидевшего и уготовавшего такое (!) своему творению.

Но откуда такая веры, вернее ее эрзац? Все происходило постепенно, по мере того как апостолы и их первые ученики сошли с исторической арены, преемники их преемников - христиане из язычников, не имея той библейской и евангельской закваски апостолов, постепенно стали изменять упование пришествия Царствие Божие (лишенного страдания, где Бог, который есть Любовь и единственный Источник жизни, пребудет во всем) более привычной языческой идеей о врожденном, безвыходном, навязанном бессмертии в одной из двух увековеченных (а после второго пришествия еще и материализованных) резерваций - ада и рая. Зацементировалось же ситуация когда Римская империя подмяла под себя христиан и переделала Благую весть в государственную имперскую идеологию со своим имперским богословием, продвигать которое стала новосозданная структура иерархов-назначенцев (3-4 вв. нашей эры). И, конечно же, государственную идеологию в принципе невозможно построить на идее любви, только на страхе и принуждении, и идея этого страха была найдена - в страхе вечных мук и иерархии - которая одна имеет "право вязать и решить" и "раздавать благодать", избавлять от этих самых ею же продюсируемых "вечных мук".

Первые христиане молились о пришествии Дня Господня и о конце этого мира. После вектор молитв (и это четко можно проследить в становлении литургических текстов) кардинально сменился - христиане последующих веков стали уже молиться не о пришествии Господа, а о его замедлении. Даже Суд Божий характерно стали называть "Страшным Судом" (термин, которым не пользовался ни Христос, ни Его апостолы). Это очень показательно. Люди, даже те которые изображают из себя ревностных христиан, теперь боятся прихода Господа.

Любовь (только по которой Бог и призывает в Свое Царство) заменена другими мотивами или стимулами ("стимул" - значит кнут) - страха и корысти. Страха ада с вечными муками и корысти - шкурной заинтересованности не столько чтобы быть с Богом, сколько проскочить в другую лучшую резервацию - рай с "райскими блаженствами" (еще один термин, напрочь отсутствующий в Евангелии).


Вектор покаяния - на себя или на Бога?

Еще один вектор покаяния - личностный. Когда человек копается в своих грешках, тем он тешит свою греховность. Его покаяние направлено не на Бога, а на самого себя. Бог готов "списать" и не вспомнить грехи разом и оптом.

Но нет, человек так упоен своим "смирением", так хочет в результате такого покаяния оказаться "чистеньким", "безгрешным", отмыться от малейшего пятнышка, что он это пятнышко готов тереть до посинения, забывая что не это нужно Богу.

Богу нужно чтобы человек от себя, от своих грешков обратился к Нему, к Богу, к Его правде и тогда Бог готов грехи, "даже если они были багряными - убелить" и не вспомнить.


Покаяние "из-под палки"

Конечно же автор этих строк не отрицает необходимсть постоянного трезвения, внимательного наблюдения за своими поступками, сравнения их с заповедями Божиими - ибо только в этом - действенность нашей веры.

Наоборот! Этим деланием должна быть пропитана вся жизнь христианина. Но вот вопрос: а зачем это навязывать человеку в административном порядке?


От страха к беспечности?

Но есть в современном богословии и менталитете "христиан" враг куда более опасный, чем вера в вечные муки или деспотизм отмирающей клерикальной системы.

Вера в вечные муки характеризует младенчество (в худшем смысле слова) веры, ее незрелость. Страх не способен вылечить, но только любовь (ср. "Боящийся несовершен в любви" Ап. Иоанн). Тем не менее, страх способен внешне сдерживать проявления греха, впрочем, конечно же при этом искажаетс я Образ Бога.

Но много хуже, когда человек вообще теряет ощущение греха. Когда он готов оправдать любую похоть и обольщение, и притом подводит под это "богословскую" основу.

Речь о становящейся все более популярной универсалистской теории спасения, т.е. доктрине всеобщего вечного апокатастасиса.

Этой доктриной очень удобно можно оправдать любой грех. Если все и так спасутся, то нынешнее состояние человека не так уж важно. Можно позволить себе грешить, спокойненько полагаясь не всепрощение Благого Бога.

Даже страх временной геены отходит на задний план. Современные христиане уже и не верят в нее. Они ее запросто отменяют (как делают это современные потомки лютеран одновременно узаконивая и благословляя аборты, содомские "брачные" союзы педерастов и проч.).

Интересно об этом написал Александр Шмеман, наблюдавший данное явление в западном обществе: "Люди перестали верить не в Бога или богов, а в гибель, и притом вечную гибель, в ее не только возможность, а и неизбежность и потому - и в спасение. "Серьезность" религии была прежде всего в "серьезности" выбора, ощущавшегося человеком самоочевидным: между гибелью и спасением. Говорят: хорошо, что исчезла религия страха. Как будто это только психология, каприз, а не основное - основной опыт жизни, смотрящейся в смерть. Святые не от страха становились святыми, но и в святости - знали страх Божий. Дешевка современного понимания религии как духовного ширпотреба, self-fulfillment… Убрали дьявола, потом ад, потом грех - и вот ничего не осталось кроме этого ширпотреба: либо очевидного жульничества, либо расплывчатого гуманизма. Однако страха, даже и религиозного страха, в мире гораздо больше, чем раньше, только это совсем не страх Божий."

Вся напряженность Библии и Благой вести, как выбора между жизнью и смертью, бытием и небытием, ожидания огня, готового сжечь плевелы, пожрать богопротивников (Евр.10:27), очистить вселенную перед наступлением Царства Небесного, оказывается запросто перечеркнута.

Конечно, ад присутствует в жизни человечества до Второго Пришествия Христа. Ад - это свидетельство несовершенства этого мира и издержки неверного использования свободы, которую Бог дал твари в процессе ее становления перед приходом Царства Божия. Но власть ада уже упразднена над теми, кто обращается к Богу. Окончательная же победа над смертью и адом, уничтожение греха и его упорных носителей наступит с приходом Царствия Небесного. И войдут в Царствие только евхаристические личности, т.е. те, которые видя во Христе образ Божий, отвечают Богу благодарностью на вызов из небытия, и готовы отказаться от своих грехов и страстишек ради очищения для вечной жизни с Богом.

Остережемся же в душах наших от расслабленности и самоугождения и обратим свои взоры ко Христу, Который "простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1Ин. 1:9) и введет в Царство Бога Отца, Которому и предадим все наши помыслы и дела!

==М== антиклерикальные высказывания и ссылка на неправославный ресурс удалены.
« Последнее редактирование: 08.04.2011, 00:38:04 от Черноусов Сергей »

Семён Либаур

  • Гость
Предлагаю очень ,на мой взгляд , интересную и актуальную статью. Статья меня заинтересовала, но ответов на злободневные вопросы я так и не нашёл. А именно: какое место в современных реалиях духовной церковной жизни должна занимать исповедь, и какой она должна быть? Что делать, когда по старому уже не можешь, а по- новому не знаешь как?
« Последнее редактирование: 02.04.2011, 07:06:59 от Семён Либаур »

Оффлайн Игорь Валентинович

  • Сообщений: 3497
    • Православный
и какой она должна быть? Что делать, когда по старому уже не можешь, а по- новому не знаешь как?
Искренней :)...и всё...
А что ещё...если вам не дал Бог благодатного покаяния...то кайтесь как получается...
Гораздо хуже нафантазировать...и заставлять себя каяться...сокрушаться...выдавливать слёзы или хотя бы гримасу "унылой рожи" :)...

А я не умею сокрушаться...и почти всегда на исповеди...пока стою в очереди улыбаюсь...у меня от молитвы радость о Господе...

В момент исповеди...нападает какая то сосредоточенность...бывало даже терялся...как на экзамене...я без бумажки исповедую около 10 грехов...ну так вот и эти нещасные 10 перепутал и один забыл :)...потом страх напал...как же к чаше с нераскаяным...ну или с забытораскаянным...хотел к батюшке поновой кинуться...но чёто застеснялся :)...так причастился...с мыслью...ТЫ ведаешь Господи...что я ЭТОТ грех раскаиваю...

Семён Либаур

  • Гость
Искренней :)...и всё...
А что ещё...если вам не дал Бог благодатного покаяния...то кайтесь как получается...
Гораздо хуже нафантазировать...и заставлять себя каяться...сокрушаться...выдавливать слёзы или хотя бы гримасу "унылой рожи" :)...

А я не умею сокрушаться...и почти всегда на исповеди...пока стою в очереди улыбаюсь...у меня от молитвы радость о Господе...

В момент исповеди...нападает какая то сосредоточенность...бывало даже терялся...как на экзамене...я без бумажки исповедую около 10 грехов...ну так вот и эти нещасные 10 перепутал и один забыл :)...потом страх напал...как же к чаше с нераскаяным...ну или с забытораскаянным...хотел к батюшке поновой кинуться...но чёто застеснялся :)...так причастился...с мыслью...ТЫ ведаешь Господи...что я ЭТОТ грех раскаиваю...


Спасибо! Всегда с интересом читаю ваши посты.
Интересно было бы узнать, а вы к исповеди как то готовитесь или как Господь на сердце положит? У вас это внутренняя потребность, когда согрешили или идёте тогда, когда причащаться нужно?

Оффлайн Игорь Валентинович

  • Сообщений: 3497
    • Православный
  а вы к исповеди как то готовитесь или как Господь на сердце положит? У вас это внутренняя потребность, когда согрешили или идёте тогда, когда причащаться нужно?
С.о. говорят что каждый раз когда произносишь...Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя...Господь отвечает--прощаю :)...
И.м. это всегдашнее покаяние...
А потребность покаяться возникает сразу после совершения греха...в варианте гнева, когда ум возвращает себе возможность нормально мыслить...

Иду на исповедь когда нужно причаститься...я причащаюсь всегда когда бываю на литургии...сейчас к сожалению только раз в неделю...раньше было 2 раза...

Когда было 2 раза подряд...то во второй раз реальная проблема чтож на исповеди сказать :)...стараюсь покопаться поглубже...обратить внимание на другие грехи...НО...иногда один грех раскаиваю--табакокурение  и всё...

Семён Либаур

  • Гость
С.о. говорят что каждый раз когда произносишь...Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя...Господь отвечает--прощаю :)...
И.м. это всегдашнее покаяние...
А потребность покаяться возникает сразу после совершения греха...в варианте гнева, когда ум возвращает себе возможность нормально мыслить...

Иду на исповедь когда нужно причаститься...я причащаюсь всегда когда бываю на литургии...сейчас к сожалению только раз в неделю...раньше было 2 раза...

Когда было 2 раза подряд...то во второй раз реальная проблема чтож на исповеди сказать :)...стараюсь покопаться поглубже...обратить внимание на другие грехи...НО...иногда один грех раскаиваю--табакокурение  и всё...

Вот об этом я у вас и спрашивал. Совпадает у нас с вами и подход к Литургии и частота причащения. С общим покаянием всё понятно, это процесс непрерывный и Иисусова молитва, конечно, этому только способствует. Выше вы писали ,что нужно быть искренним  и не нужно фантазировать и вымучивать там что-то искусственно. Вот тут и подхожу к главному, и вы это тоже затронули. Когда реально согрешил  и совесть обличает, потребность на лицо и ноги сами на исповедь несут. А как быть когда не видишь конкретного греха, а на сердце просто радость, что пришёл на Литургию? Ведь состояния бывают разные и действия Бога в нашем сердце тоже .Для меня это реальная проблема. Фальшивить и профанировать Таинство, ну нет уже никаких душевных сил. Найти понимание у местных батюшек тоже не получается. Вот прочитал недавно статью  иг. Петра о «расцерковлении», она обсуждается в этом разделе . Очень много ответов получил. А вот про исповедь в современных реалиях, почему то никто не пишет. Тема, наверное, щекотливая. Привыкли мы и ничего не хотим менять.



Оффлайн Игорь Валентинович

  • Сообщений: 3497
    • Православный
  Фальшивить и профанировать Таинство, ну нет уже никаких душевных сил. 
Апостол сказал..."всегда радуйтесь"...в общем то ЭТО установка...значит и на исповеди можно радоваться...тем более что благодатное покаяние это радосто-печалие...радость о Господе...в смеси с печалью о своих грехах...
Попробуйте слегка печалиться...не зацепляясь умом за печаль...только чуть чуть...возможно это чуть чуть не будет отгонять радость :)...
Я тут выкладывал свою подборку из Добротолюбия :
Там по ссылкам ещё и о радости и о слезах...всё в куче :)...
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2684.msg90756#msg90756
Может пригодиться :)...


Семён Либаур

  • Гость
Апостол сказал..."всегда радуйтесь"...в общем то ЭТО установка...значит и на исповеди можно радоваться...тем более что благодатное покаяние это радосто-печалие...радость о Господе...в смеси с печалью о своих грехах...
Попробуйте слегка печалиться...не зацепляясь умом за печаль...только чуть чуть...возможно это чуть чуть не будет отгонять радость :)...
Я тут выкладывал свою подборку из Добротолюбия :
Там по ссылкам ещё и о радости и о слезах...всё в куче :)...
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2684.msg90756#msg90756
Может пригодиться :)...



Спасибо! Обязательно прочту.

Семён Либаур

  • Гость
Апостол сказал..."всегда радуйтесь"...в общем то ЭТО установка...значит и на исповеди можно радоваться...тем более что благодатное покаяние это радосто-печалие...радость о Господе...в смеси с печалью о своих грехах...
Попробуйте слегка печалиться...не зацепляясь умом за печаль...только чуть чуть...возможно это чуть чуть не будет отгонять радость :)...
Я тут выкладывал свою подборку из Добротолюбия :
Там по ссылкам ещё и о радости и о слезах...всё в куче :)...
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2684.msg90756#msg90756
Может пригодиться :)...



Вы знаете, а  я почти так и чувствую как вы написали, но вот , что при этом говорить.... :(

Оффлайн Игорь Валентинович

  • Сообщений: 3497
    • Православный
Вы знаете, а  я почти так и чувствую как вы написали, но вот , что при этом говорить.... :(
Не знаю...я обычно просто перчисляю название грехов...списком...и как что и где и кому...не говорю...просто тщеславие(например) и всё...
Да и старюсь избегать исповедоваться у священников которые много разговаривают на исповеди...ну типа вопросы задают...ой...я этого боюсь :)...

Семён Либаур

  • Гость
Точно! И у меня так же. Только это стало превращаться в какую- то формальность. Тяготит меня это. Поэтому и написал, что как раньше уже не могу, а как по -другому не знаю. Простите за занудство. Может я чего то не могу понять? Или на самом деле дело в устоявшейся практике? Надеюсь, что когда нибудь до меня всё таки дойдёт. :)

Оффлайн Игорь Валентинович

  • Сообщений: 3497
    • Православный
Точно! И у меня так же. Только это стало превращаться в какую- то формальность. Тяготит меня это. Поэтому и написал, что как раньше уже не могу, а как по -другому не знаю. Простите за занудство. Может я чего то не могу понять? Или на самом деле дело в устоявшейся практике? Надеюсь, что когда нибудь до меня всё таки дойдёт. :)
Без Мене не сможете творите ничсоже...думаю это означает что Господь рядом с нами всегда...даже во времена умопомрачительных отпадений...
И когда мы перед исповедью...НО...иногда теряется НАША связь с Ним...т.е. мы перестаём Его чувствовать...и нам кажется что Он отошёл...покинул нас...
Богооставление даётся нам как направление наших действий...а возможно как инициация НАШЕГО поиска...
Ищите...и обрящете :)...

Семён Либаур

  • Гость
Без Мене не сможете творите ничсоже...думаю это означает что Господь рядом с нами всегда...даже во времена умопомрачительных отпадений...
И когда мы перед исповедью...НО...иногда теряется НАША связь с Ним...т.е. мы перестаём Его чувствовать...и нам кажется что Он отошёл...покинул нас...
Богооставление даётся нам как направление наших действий...а возможно как инициация НАШЕГО поиска...
Ищите...и обрящете :)...


Спаси Господи!

Оффлайн Наталья Ц.

  • Сообщений: 3815
    • Православный

 А как быть когда не видишь конкретного греха, а на сердце просто радость, что пришёл на Литургию?

Быть естественным, и просить У Бога помощи, что бы раскрыл глаза  на невидимые или не осознаваемые в данный момент грехи. Примите участие в таинстве Соборования, на котором прощаются забытые грехи.

Оффлайн Ниkолай

  • Сообщений: 430
    • Православный

Вектор покаяния - в будущее или в прошлое?

  Грешен, не люблю читать длинные посты...
  А на счёт вектора разве не ясно, что он должен быть направлен не назад, не вперёд, внутрь себя, в душу?..

Римма Р.

  • Гость
Сегодня в церкви ко мне подошел молодой человек и заговорил о себе. Я его вижу в первый раз, он в этой церкви тоже в первый раз. Слегка выпивший, сказал, что для смелости, а то так не сможет исповедаться и начал плакать со словами, что он стооооолько натворил, семью из-за этого потерял и Бог его не простит и т.д. Я его остановила как смогла, говоря, что я не священник. Кое -как уговорила дождаться исповеди. Он был на исповеди, домой пошел с улыбкой на лице. Слава Богу! Зовут его Андрей. Помолимся за него.

Семён Либаур

  • Гость
Спасибо всем кто посетил эту страничку и принял участие в обсуждении. Мне показалось, что большинство присутствующих говорят о покаянии как об общем для всех делании.  Как о непрерываемом процессе в душе каждого человека. Тема это очень глубокая и интересная, но меня  интересует именно практический аспект самой исповеди. Может ли исповедь быть по расписанию?  Будет ли она тогда искренней , не вымученной и от сердца? Что приносить на исповедь? Перечень проступков совершённых за последние несколько дней? Тогда всё сводится, к какому- то юридическому формализму. Да и как правило в таких проступках каешься тут же после их совершения , и Господь принимает такое покаяние. Рассказывать о глубинных процессах и переживаниях в своей душе? Так ведь не каждый готов и может выслушать. И лично я, могу об этом сказать только очень близкому человеку, которому доверяешь. А  если такого на приходе нет, да и священники всё время меняются? Для меня это тупик и выхода пока не вижу.

Римма Р.

  • Гость
Самый близкий для человека -Бог и исповедуемся мы Ему. Неважно, что священники меняются - каждый рукоположен Самим Богом. Начните с того греха или проступка, который сильнее всех не дает покоя. Всё сразу не получится. Исповедь - это как по тёрке проехаться.


Семён Либаур

  • Гость
Может это Вам поможет

http://www.orthedu.ru/knigi/ispoved/index.htm

http://www.webbaby.ru/pr5.htm


http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/sem_tserkovnyh_tainstv/pokayanie/


Спаси Господи за ссылки! Простите за не скромный вопрс, а вы часто исповедуетесь?