Автор Тема: Проскомидия  (Прочитано 462 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн alekseij

  • Сообщений: 960
Проскомидия
« : 11.10.2011, 18:08:18 »
Из пояснения о проскомидии.
Между поминаемыми святыми первое место занимает Пресвятая Владычица наша Богородица; за Нею поминаются девять чинов святых Божиих угодников, ветхозаветных и новозаветных, именно: а) св. Предтеча Иоанн; б) святые ветхозаветные пророки, начиная с Моисея; в) святые Апостолы; г) святители вселенские и российские; д) святые мученики и мученицы, е) преподобные отцы и преподобныя матери; ж) святые чудотворцы и безсребреники; з) святые и праведные Богоотцы Иоаким и Анна, дневной Святый и все святые, и) наконец, святый Иоанн Златоустый, либо Василий Великий, смотря по тому, по чьему чину будет совершаема литургия. Разделение святых Божиих человеков на девять чинов соответствует разделению на девять чинов святых ангелов, которым они подражали равноангельскою жизнию, за что и сподобились одинаковой с ними небесной славы и блаженства.
Из 5-й, заупокойной, просфоры изымается одна частица из верхней части просфоры, внизу печати, со словами: "О памяти и оставлении грехов святейших патриархов, блаженных создателей святаго храма сего[72] "; здесь же творится поминовение архиерея (-ев), если уже среди почивших.Затем производится изымание других частиц за усопших. 
Частицы, вынимаемые из просфор на Божественной проскомидии за поминаемые души, погружаются в Животворящую Кровь Христову, а Кровь Иисуса Христа очищает от всякого зла и сильна вымолить у Бога Отца для нас все потребное.
Вместе с Христом в Церкви невидимо присутствуют Божия Матерь, множество ангелов и святых, участвующих в службе наравне с людьми. Церковь небесная, состоящая из ангелов и усопших,   и Церковь странствующая, состоящая из живых людей, объединены в одно Христово тело - единое и неделимое. 
Вслед за святыми на проскомидии поминаются пред уготовляемою безкровною жертвою члены Церкви живущие и усопшие. Сперва совершитель проскомидии просит Господа, ради искупительной жертвы Богочеловека, помянуть (т. е. принять в Свое благоволение) живущих, именно св. Синод, православных патриархов, епархиальнаго архиерея, пресвитеров и диаконов; за ними поминает покровителя и перваго сына православной Церкви Государя Императора со всеми членами царственнаго дома, прочих православных христиан поименно и вообще, и в заключение поминает свое недостоинство. Помянув живущих, священник изъемлет частицы за умерших, молясь о памяти и оставлении грехов святейших патриархов, православных царей и цариц, создателей святаго храма или обители, прочих православных христиан, которых называет поименно, и всех в надежде воскресения и жизни вечныя и общения с Господом усопших отец и братий. 
 http://floridaorthodox.ucoz.ru/publ/7-1-0-53

Верно ли понимаю, что на Литургии присутствует вся Церковная полнота, Иисус Христос, Богородица, святые ангелы, святые Божии, то есть Церковь Небесная, а так же Церковь странствующая земная, состоящая из кающихся грешников, а так же Церковь состоящая из душ усопших православных грешников, чьи грехи омываются за каждой проскомидией Кровью Христовой.   

Оффлайн Михаил Семёнов

  • Сообщений: 10144
    • Православный
Re: Проскомидия
« Ответ #1 : 11.10.2011, 18:23:02 »
Проскомидия, ее чинопоследование и идейное содержание
http://azbyka.ru/dictionary/15/kuligin_proskomidiya-all.shtml


8.7     Священнодействие с заздравной просфорой.
Из 4-й просфоры священник изымает частицы за живых.
Сначала он вынимает две частицы из верхней части просфоры, внизу печати, за церковный клир и за страну, за всех православных, со словами:
1.   "Помяни, Владыко Человеколюбче, всякое епископство православных...";
2.   "Помяни, Господи, богохранимую страну нашу и православных людей ея"[70] .
Эти две частицы полагаются сразу под Агнцем.
После сего вынимаются и другие частицы за живых - из этой же просфоры по стенке кругом справа налево, а также из просфор, поданных верующими (так называемых "потребительских"), или (и) из "специально заготовленных служебных просфор"[71] . Поминаются поименно со словами: "Помяни, Господи <имярек>". По некоторой традиции священник сначала поминает рукоположившего (-их) его архиерея (-ев) (если в живых), потом - настоятеля и весь клир храма, затем родителей и так далее. Вынутые частицы полагаются ниже двух заздравных, вынутых вначале.
На время священнодействия с 5-й просфорой священник откладывает просфору заздравную, но затем снова возвращается к ней - чтобы вынуть частицу за себя (со словами: "Помяни, Господи, и мое недостоинство и прости ми всякое согрешение, вольное же и невольное"). Эта частица обычно вынимается, как и прочие частицы - из стенки просфоры, - хотя редко, но встречается обычай вынимать эту частицу из верхней части просфоры.
8.8     Священнодействие с заупокойной просфорой.
Из 5-й, заупокойной, просфоры изымается одна частица из верхней части просфоры, внизу печати, со словами: "О памяти и оставлении грехов святейших патриархов, блаженных создателей святаго храма сего[72] "; здесь же творится поминовение архиерея (-ев), если уже среди почивших.
Затем производится других частиц за усопших - аналогичным образом, что и из предыдущей просфоры за живых. (Что касается изъятия из одной и той же просфоры - потребительской - частиц за здравие и об упокоении, Гаслов пишет, что оно "нигде не запрещено и практикой допускается"[73] .)
В конце поминовения священник говорит: "Помяни, Господи, и всех в надежди воскресения, жизни вечныя и Твоего общения усопших православных отец и братий наших, Человеколюбче Господи", после чего полагает частицы об упокоении на Дискосе ниже заздравных частиц. (По одной из традиций прежде этого священник изымает частицу о заповедавших ему молиться, говоря: "Помяни, Господи, и всех заповедавших мне недостойному молитися о них, ихже не помянух забвением, неведением, или множеством имен, Сам, Господи, помяни, ведый коего же возраст и наименование"[74] .)
8.9     Необходимые замечания о частицах за живых и умерших.
"Не должно думать, чтоб частицы, приносимыя о живых и умерших, были очистительною жертвою наших грехов; оне, как исповедует и твердо содержит наша православная Церковь, не освящаются в Тело Господне; при извлечении их не бывает воспоминание Христовых страданий; при возношении Святаго Агнца горе, во время возглашения Святая Святым, оне не подъемлются для таинственнаго воздвижения на крест с плотию Спасителевою; а потому и в преобщение давать их Церковию запрещается"[75] .
По окончании изъятия частиц из просфор священник с помощью грецкой губки "собирает с краев Дискоса все частицы Св. Хлеба, чтобы ни одна из них не выпала с Дискоса"[76] .

Оффлайн alekseij

  • Сообщений: 960
Re: Проскомидия
« Ответ #2 : 11.10.2011, 18:35:04 »
Проскомидия, ее чинопоследование и идейное содержание
http://azbyka.ru/dictionary/15/kuligin_proskomidiya-all.shtml
  Правильно ли я понял, что на Литургии  присутствует невидимо не только святое Небесное, видимое грешное земное, но и невидимое грешное преисподнее?