Автор Тема: Исповедь перед Причастием  (Прочитано 27330 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Василий Кобелев

  • Сообщений: 581
***
     Перед тем как открыть тему хочу обратиться к читателям. Предлагаемый к обсуждению вопрос касается внутренней жизни Церкви. Поэтому, учитывая специфику форума (не все участники православные), прошу отнестись к возможной полемике с пониманием и не делать поспешных выводов. Жизнь верующего многогранна. И Господь призывает нас любить Его всей душою, сердцем и разумением. А вот разумение порою даётся не сразу…
     
     Итак, хочу открыть к обсуждению тему, которая думаю будет интересна многим православным, имеющим опыт церковной жизни. О таинствах исповеди и Причастия. Основа основ жизни верующего человека – непосредственное молитвенное и деятельное участие в приобщении Святых Даров на Божественной Литургии. И этому основному, ключевому моменту на сегодняшний день мало уделяется внимания в повседневной жизни прихода.  Необходимо поднимать вопрос о более сознательном участии прихожан в церковных таинствах. Ведь не секрет, что для многих Божественная Литургия остаётся тайной за семью печатями. Есть несколько вопросов, которые хотелось бы обсудить. Это более частое Причастие прихожан и связанная с этим необходимость обязательной исповеди перед Причастием. Понятно, что  у каждого в душе рождаются определенные мысли и чувства по этому поводу, в зависимости от того, как мы готовимся к участию в этих таинствах. Понимаю всю ответственность, которая сопряжена с разговором на эту тему. Но лучше говорить, чем молчать, потому что это касается не только меня лично, но многих из нас. И для кого-то этот разговор будет важен и  полезен, потому что начать его  сам не решается…

      В Русской Православной Церкви существует правило, что все желающие приступить к таинству Причастия должны подготовиться определенным образом: пост, молитва, исповедь. Потом опять: пост, молитва, исповедь. Если человек делает только первые шаги в храме, то это не вызывает особых проблем. Есть что исповедовать, потому что на тяжелые грехи очень легко указывает зоркая совесть. Первая исповедь самая искренняя и полная именно потому что первая. Потом, по мере воцерковления, (глагол часто нами употребляемый и о нём вообще можно открыть отдельную тему. Например, «Воцерковление как путь. Путь ко Христу Богу или от Него?»)  со временем, если человек живет по уставу Церкви, т.е. соблюдает все постные дни в течении года, а молитва становится не обязательным правилом подготовки, а естественной потребностью души, то желание Причащаться у человека есть в душе всегда, а вот исповедоваться иногда и не хочется, потому что не чувствуешь в этом необходимость.  И очень не хочется превращать таинство исповеди в пустую формальность. Да, мы здесь все грешники. И епитрахиль можно в течении всей жизни не снимать с головы. Но неужели главный акцент церковной жизни это греховность человека? Греховность ли наша собственная и других людей должна приковывать наше внимание или Христос?

  Обязательная добровольная исповедь. Такая исповедь приводит не  ко Христу, а к самозацикленности! Человек привычно холодно ведёт статистический учет своих грехопадений… Акцент смещается с подготовки к Причастию на подготовку к исповеди, исповеди, исповеди… На этом фоне само Причастие проходит для человека «незамечено».

      Блудный сын вернулся к любящему Отцу один раз и навсегда, а не сто пятьдесят раз повторялась эта история…

    Да, отцы, братья и сестры у меня проблема! Может её и не стоит выносить на всеобщее обсуждение, но думаю, что многим мои переживания знакомы. Мне больно и хочется плакать оттого, что не Господь у нас центр церковной жизни, а СИСТЕМА. Ведь мало кто исповедуется Христу Богу, чаще исповедуются батюшкам, чтобы священник допустил к Причастию.

   О том, что идет невидимая брань с духами злобы известно всем, но сама эта брань может приобрести гибельный для души перекос, если человек не умеет исповедоваться. Скажите, разве Господь не прощает нас, не исцеляет? Или Его действие не совершенно? Получается, что мы молимся, просим Господа исцелить нас, а на самом деле не верим, что это возможно. Разве в таинстве исповеди Господь не прощает нас всецело? Неужели Его любовь избирательна и действует на человека частично? Получается, что нам нравится болеть и мы не хотим быть здоровыми или не верим, что это возможно. Вот и получается, что церковная жизнь выстраивается по принципу «деятельность ради деятельности». Исповедь ради исповеди. Исповедь как допуск к Причастию.

     Мы говорим о том, что Христос наша Пасха, наше освобождение от греха… Получается, что мы не даём Ему в нас действовать.  Неужели мы на самом деле так часто постоянно отпадаем от Церкви? (Текст разрешительной молитвы говорит о прощении грехов и о присоединении к Церкви) Со Христом мы или нет? Он с нами… А мы? Со Христом? Или каждый в собственном соку так и варится? Единое ли мы Тело или каждый врозь? Не знаю как у вас, отцы, братья и сестры, но у меня создается впечатление, что в Церкви каждый сам по себе. Где единодушие, где единомыслие? Почему так? Мы причащаемся от одной Чаши. Так почему же разделение? Господь нас называет братьями, тогда почему у нас священники не старшие братья во Христе, а, в большей степени, своеобразная духовная элита или духовное сословие, живущее по своим законам. В деяниях апостолов мы не прочитаем о том, как они принимали многочасовые исповеди от постоянно согрешающей малой братии во Христе. Мы исповедуем веру во единую, святую, соборную, апостольскую Церковь, но когда кто-либо заводит речь о том, что современным христианам жить надо также как и христианам во времена апостолов, то слушающие настораживаются. А если желающий часто причащаться приведет в качестве аргумента частое Причастие в первохристианских общинах, то такого своевольника и потенциального обновленца можно отстранить от Причастия и Церкви подальше и побыстрее, дабы пресечь возможные последствия от действий и слов этого, не в меру горячего, неофита. Миряне молчат, потому что «это не нашего ума дело». Батюшки молчат, потому что за неосторожное слово можно и сана лишиться. Поэтому многие понимают, что есть СИСТЕМА, но вслух и громогласно не высказываются. Эта система перемолола множество душ, во многих убила живую веру или не дала этой вере зародиться и развиться. Многие, благодаря ей, из мытарей превращаются в фарисеев и законников.

     Подтверждение моих слов вижу в том как у нас проходит Божественная Литургия. Всем известно, что Литургия означает «Общее дело». Центральный момент в Литургии – Причастие верующих. А что на практике? Собрались люди в Храме. Начинается служба. Но уже изначально ясно кто будет причащаться, а кто нет. Кто-то из постоянных прихожан и хотел бы причащаться чаще, но не дерзают. Получается, что Литургия началась, а люди пришли не причащаться. И это не считается грехом. Это норма. Не нормально, если кто-то начинает причащаться чаще. Раз в неделю. Каждое воскресение. Каждый раз когда бывает на Литургии. На самом деле, естественная осторожность всех в этом вопросе сводиться к одному. Неправильное отношения к Таинству может послужить во вред человеку. Не во здравие души и тела, а в осуждение. И на « в осуждение» у нас делается больший акцент, чем на «во здравие». Убежден, если человек почувствует «яко благ Господь», то и трепет, и благодарность, и благоговейность рождаются естественным образом. Но в том то и дело, что человек носится со своим больным «Я», а Господь получается в стороне. И до больного сознания и сердца  никак не доходит смысл слов Спасителя «тот во Мне и в том Я»… Где Ты, Господи? Где Ты, Троица Единосущная и Нераздельная?  Где она эта «новая жизнь во Христе»? Многие её просто не ощущают. Многие не дают возможности Господу действовать и царствовать в своей душе. Поэтому и радости нет, поэтому всё так тоскливо и  заунывно… Поэтому и причастников мало.

   Где ты, Господи? Конечно, Господь больше нас. Мы становимся частью Его Тела, но не Всем Телом. Он нас воспринимает в общение с Собой. Он очищает, преображает. Да, я чувствую поврежденность своего разума, сердца, воли. Да, они до безобразия инертны…  И грех всегда рядом у дверей лежит… Но я чувствую, что Господь хранит и спасает. Я чувствую, что без Христа в душе мрак, тоска и холод. И я чувствую, что без Причастия умираю… Но больше исповедоваться так как  исповедуюсь сейчас не могу. Поэтому и пишу всё это. Давайте это обсуждать.

      Батюшки родные! Не будьте холодной таможней,  дайте людям  возможность сначала ожить, дайте почувствовать, что означает новая жизнь во Христе, тогда и в душе созреют здоровые покаянные чувства, а не холодный формализм… Хотя, конечно, не мне вас учить. Но высказаться имею право. Голоса меня никто не лишает. В Церкви должно быть  ощутимо живое действие Духа, а не жесткой буквы закона.

   Я сознательно начал эту тему без цитирования святых отцов Церкви, но думаю стоит напомнить, что за частое и постоянное Причастие ратовали и высказывались многие.   Святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Николай Кавасила, св. пр. Иоанн Кронштадский… И этот список можно продолжить, потому что все, кто чувствовал животворящее действие Таинства говорили, что без Причастия христианство – не христианство
« Последнее редактирование: 28.02.2014, 07:50:12 от Василий Кобелев »

Оффлайн Василий Кобелев

  • Сообщений: 581
Re: Исповедь перед Причастием
« Ответ #1 : 12.01.2007, 15:12:31 »

*Продолжение*

Что исповедовать? Вопрос, который ставит каждый сам себе постоянно. Есть существенная разница между действительным покаянием и формальным перечислением всем давно известных грехов.  Причащаться хотят все, а исповедоваться нет. Безусловно, во время исповеди священник может дать ценное духовное наставление. И частая исповедь учит вести более трезвенную внутреннюю жизнь. Но здесь сокрыты весьма и весьма существенные «минусы». Один из них заключается в том, что у батюшки есть  один из существенных рычажков для регулирования духовной жизни пасомых это -  допуск к Причастию. И этот «рычаг» может привести к зависимости духовных чад от своего духовника. Это  - несвобода. Если для духовника Господь действительно Глава, то тогда и чада со временем обретут Эту Главу, а если будет укрепляться только связка духовник-чадо, без Христа, то тяжело чаду…  и томительно, и вырваться хочется, а не можешь, потому что волю БАТЮШКИ чувствуешь всеми фибрами своей души, а волю Божию нет. Психология рабства укоренилась и о свободе во Христе не может быть и речи, к такой свободе чадо не готово.

     Отчего всё это? Отчего наше церковное единство едва ощущается? В очах Божиих все христиане одно Целое. Бог нелицемерен, в отличие от нас… Когда есть люди у которых есть власть и полномочия отличные от других членов сообщества, то жизнь самого сообщества зависит от того куда направлена эта власть и к каким целям. Это относится и к жизни Церкви. Господь незрим и власть Его для нас не очевидна, а вот священники обладают реальной видимой властью. И на что каждый священник эту власть употребляет? Естественно, каждый священник даст отчет Господу о том как он употребил дарованное ему право пасти Христово словесное стадо. Проблемы в жизни Церкви есть. И одна из них двойные стандарты. Ведь не только католики, которых легко критиковать, ввели в церковную жизнь разделение на клир и мирян… Не думаю, что Литургия и Причастие у первых христиан проходили также как у нас.  А что изменилось? В духовном плане?  Ничего. У нас одно крещение, одна вера, Един Господь, то почему же у нас разделение на клир и мирян? Мы - братья и сестры или это просто общепринятое православное обращение. Почему действуют разные правила для членов одного и Того же Тела? Почему священники могут причащаться без исповеди, а миряне нет? Или Господь пишет для кого-то особые правила? У каждого христианина, вне зависимости от того кто он священник или мирянин, должна быть живая христианская совесть. Любое лукавство должно покинуть наши души, в том числе и неискренняя исповедь. Существующее положение вещей воспитывает в прихожанах раболепство, а не здоровые зрелые христианские чувства.

     Понятно, что в ближайшее время никто ничего менять не будет. И если какие-то изменения и будут, то только по линии «сверху – вниз», но никак не «снизу – вверх». История Церкви знает к чему приводят попытки что-либо изменить. Интересно, что на поместном Соборе РПЦ 1917-1918 г.г. и в предшествующий ему  период с 1905 г. в Церкви широко обсуждалась необходимость перемен, касающихся Богослужения, церковно-славянского языка, устава приходской жизни. От архипастырей до мирян все высказывались, что это нужно. Сама революция подстегнула этот начавшийся процесс и он вылился в форме обновленчества, которое было поддержано безбожной властью. Ныне власть советов стала частью прошлого. Проблема осталась. Слово «обновление» приобрело негативную окраску. Но это не значит, что не надо ничего предпринимать в направлении «обновление». Это нужно делать не по инициативе светских властей, а церковных. Современным россиянам можно только посочувствовать… Народ потянулся к Православию, но необходимо возрождение осознанной Литургической жизни, иначе религиозное внимание людей будет сконцентрировано на частностях, а не на Главном. Церковная жизнь может приобрести искаженную форму: есть дань, которую платит человек внешнему благочестию и есть сердце, которое далеко от Христа Бога. Во многих вера рождается и существует не благодаря, а вопреки существующему положению вещей в области церковной жизни.   Не к революции я призываю… А протест – это, вообще, не православное слово. Я призываю к обсуждению, разговору, диалогу. Здесь уместно вспомнить, что Церковь водима Духом Божиим. Поэтому давайте  говорить о насущном… Что может быть насущнее для души христианской, чем Господь – Хлеб, сошедший с Небес?
 
 Без Христа, без Причастия всё лишено смысла. Если бы мы физически не могли причащаться чаще, тогда мы бы имели хоть какое-то оправдание, но ведь можем и не действуем. И у каждого своя аргументация. У нас всё как в притче о Царе, который позвал на брачный пир приглашенных. Каждый нашел причину по которой не пошёл… Неужели эта притча относиться только к иудеям ветхозаветным? Каждую Литургию мы исповедуем то, что Тайная вечеря продолжается. Продолжается брачный пир, на который Господь зовёт, но мы «смотрим и не видим, слушаем и не слышим»… Пожалуй, самое плачевное, что может случиться с человеком – христианство без Христа. Тогда братья -  не братья, и сестры совсем не сестры… Во всём фальшь, нет доверия друг ко другу и открытости. Отсутствие живой веры и ЖИВОГО слова о реальной Жизни во Христе… Хотя, наверное, о реальной Жизни во Христе не говорят ещё и потому, что Она тиха и мирна. Зачем о ней что-либо говорить? Говорить может и не надо, но надо являть плоды этой Жизни… Но имеем ли мы эту Жизнь и её плоды, если приходим на Литургию не для того, чтобы Причащаться? Где истинное покаяние, там только Господь и душа человеческая и вздох сердечный, а то что у нас происходит чаще всего на исповеди – это не покаяние… это, скорее, психоанализ.

    Без Церкви нет спасения. Я тоже подпишусь под этими словами. Жизнь с Богом проста и целостна, а вот жизнь церковная… сколько здесь всяких тонкостей… И хочется их не замечать, а приходиться. Да, мы сами привносим страсти в эту жизнь. В том числе и в церковную. Люди все разные и опыт духовной жизни у всех разный. Нельзя загонять всех в одни и те же рамки. Для кого-то норма  -  ежедневная исповедь, но до такой исповеди, если она настоящая, нужно дорасти. Всему своя мера и время. Убежден, что воля Господа в том, что Он каждую Литургию зовет всех: «Придите… Примите…». А мы, христиане, призванные научиться творить Его волю и молящиеся об этом постоянно, стоим. Мы уже всё решили. Через две недели или через месяц буду причащаться, а сегодня не готов… Это абсурд. Это искажение христианского сознания. Это искажение нашей веры. И самое страшное, что это реалия сегодняшней церковной жизни!

    До семилетнего возраста можно причащаться без исповеди. И многие прихожане, зная о том, что Причастие – великое благо, стремятся приобщать Святых Таин своих деток еженедельно каждое воскресение. А сами почему так часто не причащаются, если осознают великое благо? Или мы забыли призыв Господа: «Будьте как дети»? Исполнилось человеку семь лет и мы начинаем загоняем его в рамки обязаловки. Начинаем заниматься православной муштрой своих детей. И как это совместить с проповедью о том, что Господь – это Любовь.… Мы загоняем в эти рамки и тех, кто только-только начинает ходить в Храм, потому что знаем: «БЕЗ ИСПОВЕДИ НЕЛЬЗЯ!» А, действительно ли НЕЛЬЗЯ без исповеди? Дерзновение и дерзость разные вещи. Миряне не дерзают причащаться без исповеди, потому что на это нет благословения, а брать на душу грех под названием «своеволие» не хочется. Но даже если священник благословляет причащаться часто, то, опять-таки, мало кто решается идти на этот «зеленый свет», привычка – сильнее. Вот и возникает один большой  немой вопрос. И на этот вопрос, который задаёт нам Господь, каждый отвечает самостоятельно. Каждый выбирает ту частоту участия в таинствах, которая соответствует его запросам духа. Вот только правильно ли это? Каждый сам по себе… Для того чтобы у нас было одно сердце надо приближаться к Богу, в том числе, и устами…

    Скорее всего, редкая исповедь и частое Причастие более правильное духовное устроение христианской души, чем частая исповедь и редкое Причастие. А ещё лучше, чтобы у христианина вообще не было потребности что-либо исповедовать Христу Богу. Но это уже только на Небесах… А сейчас, пока мы ещё на земле, один вздох сердечный восстанавливает на душе мир лучше, чем холодная исповедь…

      Постоянная готовность к Причастию бодрит и трезвит, и не оставляет места для «поползновений». Поэтому было бы хорошо для восстановления литургического единства на приходе священникам не только в проповедях, но и   в личных индивидуальных беседах  с мирянами объяснять необходимость более частого Причастия и помогать разрешать внутренние проблемы, которые возникают у человека по этому поводу. На сегодняшний день на эту тему очень мало говорится, а вопросы есть. Все ратуют за то, чтобы крещенных, но не воцерковленных людей приобщать к церковной жизни, а я вот в тупике… Если существующий порядок приводит, извините за выражение, к «литургическому тупику», то как можно проповедовать людям о том, что жизнь церковная – это хорошо? Понятно, что веру нельзя сводить только к благодатным переживаниям. Для успешной проповеди жизнь на приходе должна иметь открытый Путь, а не тупик… Тогда приход – не маленькая тоталитарная православная секта, а часть Вселенской Церкви.
                                                                                                    Осень 2006 г.
« Последнее редактирование: 12.01.2007, 15:46:38 от Василий Кобелев »

Оффлайн Золотых Андрей

  • Сообщений: 13251
Re: Исповедь перед Причастием
« Ответ #2 : 12.01.2007, 16:56:23 »
Василий, пока не дочитал до конца Ваши сообщения. Однако уже хочется порекомендовать почитать темы Частое Причастие и Пастырское совещание по вопросам подготовки к таинству Святого Причащения. Первая тема большая, много в ней и банальностей, но все затронутые Вами вопросы так или иначе обсуждаются. Не поленитесь почитать :) Во второй теме главное - ссылка на материалы совещания, прошедшее в конце декабря. Очень интересные материалы, Вам должны понравиться :)

Оффлайн Василий Кобелев

  • Сообщений: 581
Re: Исповедь перед Причастием
« Ответ #3 : 12.01.2007, 17:21:04 »
Василий, пока не дочитал до конца Ваши сообщения. Однако уже хочется порекомендовать почитать темы Частое Причастие и Пастырское совещание по вопросам подготовки к таинству Святого Причащения. Первая тема большая, много в ней и банальностей, но все затронутые Вами вопросы так или иначе обсуждаются. Не поленитесь почитать :) Во второй теме главное - ссылка на материалы совещания, прошедшее в конце декабря. Очень интересные материалы, Вам должны понравиться :)

Спасибо, Андрей, за ссылки. Я сейчас как раз читаю тему "Частое Причастие" 3 стр.

Оффлайн Инна Ш.

  • Сообщений: 22
Re: Исповедь перед Причастием
« Ответ #4 : 13.01.2007, 13:34:29 »
Спасибо, Василий, написали очень хорошо. Как раз об этом думаю последнее время.

Пастырской совещание - это, конечно, хорошо, но ведь вряд ли что-то изменится ближайшее время? Всё равно пока всё останется по-старому.

Именно из-за этого редко стала ходить на Причастие.. реже, чем хочется.. потому что не хочется каяться формально, пока не созрела душа для этого.

Оффлайн Золотых Андрей

  • Сообщений: 13251
Re: Исповедь перед Причастием
« Ответ #5 : 13.01.2007, 13:41:21 »
Пастырской совещание - это, конечно, хорошо, но ведь вряд ли что-то изменится ближайшее время? Всё равно пока всё останется по-старому.
Да, к сожалению. Хотя на пастырском совещании говорилось, что собираются утвердить "памятку для желающих причаститься" - ту, что во всех молитвословах после молитв ко святому причащению приведена. Очень важный документ, который многими выше апостольских правил ставится  :o Но пока эта памятка "требует серьезной доработки".
Именно из-за этого редко стала ходить на Причастие.. реже, чем хочется.. потому что не хочется каяться формально, пока не созрела душа для этого.
А вот это, по моему мнению, зря.

Оффлайн Василий Кобелев

  • Сообщений: 581
Re: Исповедь перед Причастием
« Ответ #6 : 13.01.2007, 23:05:05 »
Именно из-за этого редко стала ходить на Причастие.. реже, чем хочется.. потому что не хочется каяться формально, пока не созрела душа для этого.
Вот и я про то же, Инна. Получается, что обязательная исповедь - путь либо к формализму, либо к снижению частоты Причастия....

Re: Исповедь перед Причастием
« Ответ #7 : 14.01.2007, 00:41:48 »
Василий, спасибо за тему!
Очень хорошие и своевременные рассуждения, свидетельствующие об определенном и миссионерском, и учительном, и литургическом кризисе наших дней, которые наступили отнюдь не вчера.

Вот интересные наблюдения по этому поводу у свящ. Сергия Желудкова (1909-1984):

  Обмен письмами, 1964:

     «...Известно, что традиция требует индивидуальной исповеди кающихся, и в Требнике определенно сказано: "Приводит духовный отец хотящего исповедатися единаго, а не два или многия". Отступления от этого уставного указания Русской церковью допускалось только в одном случае — на корабле во время его гибели. В этом случае иерей имел право совершить общую исповедь. Но в Кронштадте о. Иоанн ввел общую исповедь для всех приходивших в храм для покаяния. Для людей, которые руководствовались больше буквой закона, чем его духом, это был соблазн, происходящий не где-то в глуши необъятной матушки Руси, а на глазах у Святейшего Синода, в епархии председательствующего в Синоде митрополита. Синод мог запретить о. Иоанну это делать, и последний, получив запрещение, конечно, не пошел бы на разрыв с Церковью и подчинился бы синодальному определению. Но облагодатствование общей исповеди, совершаемой о. Иоанном, было так очевидно, сила Святаго Духа так действенна в кающихся, что подобное запрещение со стороны Святейшаго Синода было немыслимо.

    В пору "расцвета" обновленчества, когда необновленцы лишались своих храмов и были вынуждены "прилепляться" к другим церковным общинам, общая исповедь получила широкое распространение. Позднее условия военного времени, сокращение храмов и числа священников еще более содействовали укреплению этой новой литургической практики таинства покаяния. Из исключения, каким она была когда-то в Кронштадтском Андреевском соборе, она стала общераспространенным явлением, несмотря на то, что святейший патриарх Алексий не одобрил ее и подтвердил необходимость совершения индивидуальной исповеди.

    Говорить о том, как будут в дальнейшем изменяться богослужебные формы, — это значит брать на себя задачу выше своих сил и возможностей. Одно ясно, что хороший духовник и общую исповедь сумеет провести на должной высоте, а плохой и индивидуальную портит».

    «Порицая в свое время общую исповедь, наш патриарх, несомненно, имел в виду практику, которую наблюдал в Ленинграде. А это была профанация общей исповеди — не исповедь, а проповедь на тему о покаянии, в заключение которой произносилось отпущение всем всех грехов. Не вспоминая исключительного явления, каким была общая исповедь у о. Иоанна Кронштадтского, можно так изложить в общих чертах чин современной общей исповеди там, где она совершается прилично:

    1) общая молитва перед исповедью;

    2) краткая проповедь о покаянии;

    3) исповедание во грехах — испытание совести под руководством священника, который обозревает типичные нарушения идеала христианской жизни и получает ответы кающихся: «грешен»;

    4) общая тайносовершительная молитва «Господи Боже спасения рабов Твоих», при чтении которой кающиеся вставляют свои имена;

     5) целование креста и Евангелия;

    6) при этом в отдельных случаях — дополнительное тайное исповедание грехов не названных или особо оговоренных при общем испытании совести и отдельное разрешение этих грехов священником по формуле: «Господь и Бог наш Иисус Христос»...

    Сопоставляя такой чин исповеди с исповедью индивидуальной, мы видим в них полное совпадение всех элементов. Не знаю, как исторически сложилась традиция индивидуальной исповеди. Мне представляется ясным, что цель требования исповедовать «единаго, а не два или многия» заключалась в соблюдении тайны исповеди; а это и при общей исповеди может быть хорошо обеспечено. Зато со стороны самого содержания исповеди, испытания совести — общая исповедь может быть, как правило, не хуже, а лучше исповеди индивидуальной. Даже если на исповедь пришло только 20 человек — лучше будет для каждого из них, если я проведу с ними общую исповедь, покаюсь сам вместе с ними в продолжение, скажем, 40 минут, чем если бы я стал заниматься с каждым отдельно по 5, даже по 20 минут: все равно я не сумел бы провести с каждым столь тщательное испытание совести, как это можно сделать именно на общей исповеди. Я не беру здесь чрезвычайно редкий случай, когда действует духовник, обладающий на это особым талантом от Бога; он-то, может быть, разгадывает человека со взгляда и ему-то, может быть, и действительно лучше поговорить наедине с каждым в отдельности. Да, бывают священники, у которых звание «пресвитер» действительно соответствует древнему слову «старец» в смысле именно духоносной способности старчества, руководства в духовной жизни... Но таких духовников у нас чрезвычайно мало, а я говорю с точки зрения священника рядового, не обладающего особыми дарованиями, но тем не менее серьезно намеренного исполнить свой долг. Со стыдом вспоминаю, как в первые годы священства однажды (в Вербное воскресенье) перед литургией исповедаться у меня пожелала без малого вся церковь. Люди просили общей исповеди, а я тогда проводить ее не умел и отказался, сославшись на запрещение патриарха... И в продолжении нескольких мучительных часов я проводил «индивидуальную исповедь», о которой, говорю, мне до сих пор стыдно вспомнить. А какая могла бы состояться здесь великолепная общая исповедь!.. Вообще профанация таинства чаще имеет место как раз не в общей, а в индивидуальной исповеди, только это не бывает заметно со стороны. В семинарии у нас инспектор стоял за службами в таком месте, куда доносились голоса исповедующих священников. После он рассказывал, как один монах, простой добродушный украинец, исповедовал каждого по очень простому способу, напоминающему чин приема в Сечь запорожцев у Гоголя: "Отче наш" знаешь? А ну, перекрестись!... Другой батюшка, вкусивший литературы, почему-то на каждой исповеди склонял имя Тургенева. У меня у самого был тогда случай: одна дама решительно заявила на исповеди, что ни в чем она не грешна; а когда я хотел отстранить ее от исповеди, то она с искренним возмущением заявила, что имеет на работе похвальную грамоту! Конечно, на хорошей общей исповеди она гораздо лучше осознала бы свое действительное положение, чем из моих поспешных уговоров... Нет, общая исповедь, проведенная с соблюдением упомянутого выше распорядка, оказывается, как правило, лучше исповеди индивидуальной.

    Общая исповедь — не упущение, а достижение нашего времени. Но нужно бы еще много поработать, чтобы довести этот чин до совершенства, с каким должно быть все исполняемо в Церкви. Как часто бывает, например, что испытание совести ведется по случайным импровизациям священника, по заповедям не Нового, а Ветхого Завета, и т. п. Разработать бы надежную схему общего исповедания, собрать бы лучшие образцы кратчайшей покаянной проповеди, все это рассмотреть, обсудить, исправить, рекомендовать. Это было бы не администрирование, а подлинно церковное делание — просвещенный общий совет. Но никто у нас этим не занимается и никому до этого дела нет».


http://www.sfi.ru/lib.asp?rubr_id=902&art_id=7432

Оффлайн Василий Кобелев

  • Сообщений: 581
Re: Исповедь перед Причастием
« Ответ #8 : 14.01.2007, 01:06:34 »

Вот интересные наблюдения по этому поводу у свящ. Сергия Желудкова (1909-1984):

  ... Не вспоминая исключительного явления, каким была общая исповедь у о. Иоанна Кронштадтского, можно так изложить в общих чертах чин современной общей исповеди там, где она совершается прилично:

    1) общая молитва перед исповедью;

    2) краткая проповедь о покаянии;

    3) исповедание во грехах — испытание совести под руководством священника, который обозревает типичные нарушения идеала христианской жизни и получает ответы кающихся: «грешен»;

    4) общая тайносовершительная молитва «Господи Боже спасения рабов Твоих», при чтении которой кающиеся вставляют свои имена;

     5) целование креста и Евангелия;

    6) при этом в отдельных случаях — дополнительное тайное исповедание грехов не названных или особо оговоренных при общем испытании совести и отдельное разрешение этих грехов священником по формуле: «Господь и Бог наш Иисус Христос»...

 

 о. Филипп, согласен, что общая исповедь одно из хороших современных решений.
Должно быть совмещение общей и индивидуальной. Если есть что сказать, помимо того о чём говорил священник на общей, говори в индивидуальной.

   Также греческий вариант тоже очень хороший. Нет жесткой "связки" двух таинств Исповеди и Причастия. Люди, желающие причащаться, чаще прибегали бы к этому таинству с более правильным расположением сердца. Тогда и иповедь становится Исповедью. Перестаёт действовать принцип "Не согрешишь не покаяшься", за который, кстати, Господь обличал николаитов...
« Последнее редактирование: 14.01.2007, 01:55:11 от Василий Кобелев »

Сергей Астрахань

  • Гость
Re: Исповедь перед Причастием
« Ответ #9 : 14.01.2007, 01:43:54 »
У меня то же возникает проблема, что говорить на исповеди, получается почти одно и то же на каждой исповеди. Искал и не мог найти, что нужно говорить на исповеди. Так до сих пор и не знаю. :'(

Оффлайн Василий Кобелев

  • Сообщений: 581
Re: Исповедь перед Причастием
« Ответ #10 : 14.01.2007, 01:52:00 »
У меня то же возникает проблема, что говорить на исповеди, получается почти одно и то же на каждой исповеди. Искал и не мог найти, что нужно говорить на исповеди. Так до сих пор и не знаю. :'(

 Поэтому я и говорю, Сергей, что нужно эту тему обсуждать... У многих эта проблема.
Рекомендую почитать тему Частое Причастие. http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&topic=413.msg4070#msg4070 Она хотя и большая, но интересная.
« Последнее редактирование: 14.01.2007, 01:57:06 от Василий Кобелев »

Оффлайн Ольга Ильницкая

  • Сообщений: 4
Re: Исповедь перед Причастием
« Ответ #11 : 14.01.2007, 09:17:38 »
 "Поэтому я и говорю, Сергей, что нужно эту тему обсуждать... У многих эта проблема."

Это особенно актуально для тех,от  кого Храм далеко и попасть на Литургию стоит большого труда,но всегда-праздник,  по выходным возможно всё-таки, а вот принять Причастие-проблема,т.к. батюшка один и до Литургии принять исповедь не всегда может ,да и настроиться не успеваешь с дороги.Конечно, наступает необходимость в исповеди (бывает и такое),но Слава Богу, гораздо реже, чем чувство необходимости Причастия.Не знаю,понятно-ли написала,но очень болезненно для меня.
Спаси Бог!

Сергей Астрахань

  • Гость
Re: Исповедь перед Причастием
« Ответ #12 : 14.01.2007, 11:45:57 »
Поэтому я и говорю, Сергей, что нужно эту тему обсуждать... У многих эта проблема.
Рекомендую почитать тему Частое Причастие. http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&topic=413.msg4070#msg4070 Она хотя и большая, но интересная.

Ну, вот  обсудим и что. Я рад тому, что священики в храме меня не спрашивают, а я не говорю, как я готовлюсь к Причастию. И то хорошо, а без Причастия человек помирает это факт. Просто силы кончаються и все надо причаститься иначе амба. Грустно, причащаюсь пару раз за год.

Оффлайн Василий Кобелев

  • Сообщений: 581
Re: Исповедь перед Причастием
« Ответ #13 : 14.01.2007, 21:29:47 »
Ну, вот  обсудим и что. Я рад тому, что священики в храме меня не спрашивают, а я не говорю, как я готовлюсь к Причастию. И то хорошо, а без Причастия человек помирает это факт. Просто силы кончаються и все надо причаститься иначе амба. Грустно, причащаюсь пару раз за год.

 Сергей, а что бы Вы говорили на исповеди, если бы причащались каждую неделю?
Одни и теже грехи, которую уже оскомину на зубах набили?

  Или... Причастились Вы в воскресенье, а через день во вторник праздник и Вы хотите опять приобщиться Святых Даров. Что исповедовать?

  Думаю, что вопрос об обязательности исповеди становится актуальным тогда, когда человек причащается часто.

  От нашего обсуждения мало что изменится. Хочу понять либо это лично моя проблема, либо это знакомо и другим. Хочу услышать других православных. Мне это нужно, потому что уходить из Православия не собираюсь, но и дальше двигаться надо с пользой для души, а не во вред.
« Последнее редактирование: 23.02.2007, 23:23:28 от Василий Кобелев »

Оффлайн Инна Ш.

  • Сообщений: 22
Re: Исповедь перед Причастием
« Ответ #14 : 14.01.2007, 22:02:03 »
  От нашего обсуждения мало что изменится. Хочу понять либо это лично моя проблема, либо это знакомо и другим. Хочу услышать других православных. Мне это нужно, потому что уходить из Православия не собираюсь, но и дальше двигаться надо с пользой для души, а не во вред.

Василий, мы сегодня узнавали у настоятеля храма, куда ходим, он сказал, что можно причащаться без исповеди тем прихожанам, которых знают священники этого храма, исповедь по необходимости. Нельзя без исповеди только тем, кого в первый раз видят, может там грехи тяжёлые у человека. Причём он удивился нашему мнению, что обязательна исповедь перед каждым причастием. Просто на эту тему раньше не говорили, мне казалось дерзостью просить такое, и нам никто не предлагал иного :)

Так что вариант - смените храм.

Сергей Астрахань

  • Гость
Re: Исповедь перед Причастием
« Ответ #15 : 14.01.2007, 22:15:03 »
Сергей, а что бы Вы говорили на исповеди, если бы причащались каждую неделю?
Одни и теже грехи, которую уже оскомину на зубах набили?
У меня и так каждыю исповедь одно и то же. Моя супруга в девичестве причащалась одно время каждую неделю, так священик ей так и сказал, что ты тут мне одно и тоже каждую неделю читаешь. А другого просто не было, слава Богу.

Оффлайн Василий Кобелев

  • Сообщений: 581
Re: Исповедь перед Причастием
« Ответ #16 : 14.01.2007, 22:21:39 »


Так что вариант - смените храм.

 Слава Богу, что уже кому-то полегче стало!

Смените храм - это не вариант! И вопрос не в том, что ближайший храм за 300 км.... Просто нужно уметь решать духовные вопросы в любых обстоятельствах.

  Если бы наш настоятель благословил прихожан, которых знает уже не один год, причащаться чаще и ДАЖЕ без исповеди, то многие проблемы отпали бы сами собой. И приходская община стала бы более сплоченной. Но позиция настоятеля иная. Мои неоднократные попытки затронуть этот разговор пока не принесли желаемых результатов.

 В большей степени не себе я хочу послабления пробить, а саму ситуацию разрешить для пользы других прихожан!

  Верю, что рано или поздно, но и у нас на приходе этот вопрос решиться оптимальным образом. Тем более, что уже Патриарх озвучил, надо решать на местах сейчас, а не ждать официальных решений!
« Последнее редактирование: 23.02.2007, 23:25:48 от Василий Кобелев »

Оффлайн Василий Кобелев

  • Сообщений: 581
Re: Исповедь перед Причастием
« Ответ #17 : 14.01.2007, 22:24:07 »
У меня и так каждыю исповедь одно и то же. Моя супруга в девичестве причащалась одно время каждую неделю, так священик ей так и сказал, что ты тут мне одно и тоже каждую неделю читаешь.

 Самое интересное, что сейчас священники не исповедуются так часто как некоторые миряне :) ;)


Оффлайн Михаил Креонский

  • Сообщений: 6449
    • Православный
Re: Исповедь перед Причастием
« Ответ #18 : 15.01.2007, 05:08:36 »
Да, читал. Полегчало. :)
Эту тему писал, когда ни от кого ничего не слышал, что в Церкви это широко обсуждается. Выстрадано всё...

А что вас именно смущает7

Оффлайн Василий Кобелев

  • Сообщений: 581
Re: Исповедь перед Причастием
« Ответ #19 : 15.01.2007, 08:46:02 »
А что вас именно смущает7

Михаил, в начале темы я писал, что она адресована в первую очередь к людям, имеющим опыт церковной жизни.
У Вас в инфо указано невоцерковленный верующий. Как часто Вы исповедуетесь и причащаетесь?